БРОНЕНОСЕЦ "Потемкин", крейсер "Аврора" и многие другие знаменитые на весь мир корабли стоят сегодня на рейдах в квартире старого анжерского шахтера Владимира Тимофеева. В любой момент они готовы отправиться в морские путешествия.
ВЛАДИМИР Тимофеев 43 года отработал на шахте "Судженская". Может быть, работал бы там и по сей день, да только шахту давно закрыли. И теперь главное дело его жизни - кораблестроение. Тимофеев родился в Одессе, отец и все родственники по отцовской линии были моряками, и как он сам уверяет, что тот, кто родился у моря, тот море полюбит навсегда. Хотя с 1954 года одессит безвылазно живет в Анжеро-Судженске. Но до сих пор помнит, как еще в 1939 году, ребенком, он несколько раз плавал на теплоходе из Новороссийска в Одессу. Потом были годы фашистской оккупации, где чудом выжил и после войны начал пытаться строить первый в своей жизни теплоход. А чтобы он еще и плавал, двигатель пытался соорудить паровой, для чего разобрал старую паяльную лампу, чтобы разогревать воду. Ничего путного тогда из этой затеи не получилось, но с тех пор Владимир Владимирович серьезно заболел кораблестроением. Именно в Анжеро-Судженске создал и спустил на воду с домашних стапелей в местные водоемы самые лучшие свои шедевры.
У каждого его красавца-корабля своя история, бессонные ночи и долгие годы кропотливейшего труда. Ведь в моделях Владимир Тимофеев добивается полнейшей копии настоящих кораблей, причем до самых мельчайших деталей и точного соблюдения масштаба. Поэтому и посудины у мастера словно настоящие, только ровно в сто раз меньше. И все - действующие, в полной боевой и огневой готовности, с работающими ходовыми механизмами, радиоэлектроникой, подсветкой и т. д. Прежде чем их построить, он долго читает морские мемуары, специальные журналы и справочники.
Вот, к примеру, судно "Анжеро-Судженск", оно не выдумано фантазией автора. В 1965 году в местной газете он прочитал статью "Анжеро-Судженск" на Каспии", в ней рассказывалось, что Каспийское море бороздит рыболовный корабль, который носит имя маленького шахтерского города. В той же газете - черно-белая фотография судна. Владимир Владимирович очень захотел его сделать. Для этого начал вести переписку с пароходством в Астрахани, с Каспия прислали ему размеры судна, описание, технические характеристики. И он взялся за дело. Семь лет ушло на то, чтобы получилась полнейшая копия "Анжеро-Судженска", который можно было смело пускать в плавание в любом анжерском озере.
Все материалы - с местных помоек
Кораблестроитель говорит, что за свою жизнь смастерил больше двадцати кораблей. В среднем на создание каждого уходило до трех лет. Любимчиков нет. Все дороги. Привлекательно смотрится военная флотилия - крейсеры, эсминцы. Но на их палубах много разного оружия и оборудования - локаторы, антенны, пушки. Поэтому они выглядят ершисто, как ежики, и очень много собирают домашней пыли. А вот пассажирские корабли смотрятся мирно, успокаивающе, на их палубах и пыли меньше собирается.
Обо всех технологиях создания флотилии рассказать сложно, во многом она необычная, потому что придумана самим автором исходя из его скромных финансовых возможностей. К примеру, главные материалы пенсионер находит на анжерских помойках и в мусорных контейнерах. Консервные и кофейные банки раскраиваются, затем пропаиваются обыкновенным паяльником и из них получаются очень прочные корпуса, а из светильников от ламп дневного света - лепится вся мелкая оснастка на палубах. Шпангоуты выпиливаются из фанеры, которая выламывается из корпусов старых телевизоров. Потому что нынешняя фанера даже для судомоделирования не годится. Палубы и каюты подсвечены миниатюрными разноцветными светодиодами. Например, на огромный красавец теплоход "Иван Франко" этих ламп ушло около сотни, а мастер потратил на них почти всю пенсию.
Наверное, Владимир Тимофеев - единственный в Кузбассе судомоделист, которому хватает терпения для создания очень крупных величественных моделей, которые не только поражают до каждой мелочи своей подлинной схожестью с настоящими кораблями, но и способны уверенно держаться на плаву: маневрировать, разворачиваться, ускорять или замедлять ход. Мастер вспоминает, что как-то он принимал участие в соревнованиях судомоделистов в Юрге. Там были внешне очень красивые модели, но на воде они не смогли составить ему конкуренции, а часто не могли даже сдвинуться с места или вообще переворачивались.
Сейчас Тимофеев в соревнованиях больше не участвует, но корабли продолжает также целеустремленно и настойчиво делать. Каждый день и просто для души. Но размерами уже поменьше - чтобы их можно было потом испытать в обыкновенной домашней ванне. Последователей у него в городе не находится, хотя сам он предлагал вести хотя бы кружок в школе или на станции юных техников, но... дело это слишком хлопотное и затратное. Пытался Владимир Владимирович хотя бы внука приобщить к своему увлечению, тоже не удалось - кончилось у мальчишки терпение и судно "Ташкент" пришлось самому за него достраивать.
Пылесос - гроза домашней флотилии
Несмотря на кажущуюся величественность и красоту кораблей, расставленных по всем комнатам в квартире шахтера Тимофеева, сохранить на долгие годы их внешний вид весьма проблематично. Стоит только дунуть на них из пылесоса или пройтись мягкой щеточкой, чтобы навести порядок на палубах, как многие миниатюрные конструкции сдуваются или безвозвратно ломаются. Поэтому некоторые его земляки, которым тоже очень бы хотелось украсить свой дом необычной морской игрушкой, даже не представляют, насколько сложно ее сохранить. Владимир Владимирович в связи с этим вспоминает такую историю. Как-то он подарил большой военный корабль одному очень большому начальнику, но взамен попросил, чтобы тот дал ему не только честное слово, но и расписку, что спустя некоторое время, он не вернет этот подарок обратно, а пыль будет убирать с палубы регулярно и очень аккуратно, не повреждая никаких конструкций. А однажды его модели выставлялись в городском музее, вернули их потом изрядно потрепанными, словно они в нешуточных боевых баталиях побывали. Тоже, наверное, музейщики пыль с них пытались тряпками стирать. А с детей, которые приходили на его суда полюбоваться, еще и деньги собирали, вместо того, чтобы заинтересовать их необычным для города творчеством и к полезному делу приобщить. Поэтому на музей он крепко обиделся и больше свою домашнюю флотилию никому в чужие руки не намерен доверять. Сам ее построил - самому ей и командовать!
Смотрите также:
- Кузбасский кузнец рассказал, почему его профессия будет востребована всегда →
- Новая жизнь. Как в Кузбассе планируют возрождать деревню →
- Люди, ау! →