ФАИНА САМОЙЛОВА около 30 лет работала с осужденными в кузбасских колониях. Теперь на пенсии, но продолжает жить в деревне Новоивановка Чебулинского района - именно там, где было ее первое и последнее место работы - сельскохозяйственная колония-поселение.
Ей зона - дом родной
У ПОДПОЛКОВНИКА в отставке Самойловой счастливая и трудная судьба. В зону попала в 1964 году случайно, но надолго. Начальство заметило, что в Анжерке эта девчонка очень убедительно читала лекции о том, как можно спастись от атомной бомбы. Посоветовали срочно пойти работать в зону, перевоспитывать силой убеждения заключенных. И хотя Фаина о таком призвании не мечтала, почти вся жизнь ее потом прошла за тюремными заборами сибирских мужских и женских лагерей. Гражданка начальница прошла тернистый путь от начальника отряда до заместителя начальника колонии по воспитательной работе. Встретила единственную любовь, училась, родила сына и дочь. На пару с мужем, оперативным работником Анатолием, они пытались наставить на путь истинный осужденных. А теперь Фаина Алексеевна с сожалением говорит, что родным детям не оставалось столько родительского внимания и заботы, сколько она отдавала подопечным в зоне.
Чета пенсионеров Самойловых во многих кузбасских зонах хорошо известна. Вместе послужили они и на юге области - в тайге, на лесозаготовках, и на севере - в сельскохозяйственной колонии. Служили честно, как могли. Может быть, поэтому до сих пор Фаина Алексеевна считается уважаемым и почетным гостем и в кабинетах чиновников, и в любой зоне области.
Однажды, уже на пенсии Фаина Самойлова прочитала книги Солженицына, где он показывает образы работников зоны в отвратительном виде. Да и в нынешних фильмах они сплошные идиоты и истязатели. Обидно ей стало за такое несправедливое отношение к коллегам. Взяла ручку и написала книгу про свою жизнь под названием "Гражданка начальница". Про осужденных, работу, семью. Книга получилась настолько честная, что даже зоновские генералы и полковники говорят, что ничего подобного про их работу еще никто не писал. О художественных изысках этого произведения пусть судачат критики, но купить эту книгу невозможно. Потому что Фаина Алексеевна весь тираж книги в полторы тысячи экземпляров бескорыстно развезла и раздарила по зонам Кузбасса, где проводила встречи с сидельцами. И они также не смогли упрекнуть автора книги, что она где-то покривила душой.
А бывшего зэка узнает по походке...
ФАИНА Алексеевна за годы работы в колониях сумела сохранить мягкий характер. Она интеллигентный и очень умный человек. Но сама говорит, что работа с осужденными накладывает тяжелый отпечаток на характер.
В книге "Гражданка начальница" есть страшные истории о том, как Фаина Алексеевна встречалась с людоедом, ее в любой момент могли убить, изнасиловать. Но и сейчас она не смотрит на свою прошлую жизнь, как на кошмар.
И у нас никто никогда не унижал заключенных. Колония - это же режим. Это кара за преступления, это наказание. Если заключенного осудили, то он же не вычеркнут из общества. Какое-то время проведет в колонии, а потом снова вернется в нашу с вами жизнь. А вот каким вернется, это от нас зависит. Я очень любила свою работу, и мне за нее не стыдно. Бывшие заключенные пишут мне письма, посвящают стихи, благодарят, что поддержала их в трудное время, помогла стать достойными людьми. А были они далеко не ангелами.
Кино, которое не придумаешь
ДВА года назад свердловские кинематографисты засыпали Фаину Самойлову своими комплиментами, прочитав книгу "Гражданка начальница". По их словам, никакая Маринина со своими выдуманными сочинениями и рядом с ней, как говорится, не стояла. Потому что такие жизненные ситуации, о которых рассказала гражданка начальница, специально не придумаешь. Было решено снять по книге сериал. Такое известие воодушевило Самойлову. Но позже выяснилось, что у съемочной группы, которая вела с автором переговоры, возникли финансовые сложности и съемки отложились на неопределенный срок. Сейчас Фаина Алексеевна написала еще одну книгу, продолжение "Гражданки начальницы". Пока в рукописи. Денег на издание нет. И сил, чтобы вновь начинать побираться и выпрашивать у чиновников деньги на ее издание. Хотя представитель одного из московских издательств был готов за рукопись первой книги отдать 3,5 тыс. долларов. Но при этом сказал, что выйдет книга под другой фамилией, а она должна навсегда забыть, что ее вообще писала.
Смотрите также:
- Вор-рецидивист оставил криминал, потому что... влюбился →
- Собиратель бутылок - в режиссеры! →
- Кино сняли →