ЖИТЕЛЬ Юрги Виктор ПЕРШАКОВСКИЙ обжигал себя огнем, ходил по остриям ножей, ему рубили голову топором. Зрители замирали от ужаса и падали в обморок во время его выступлений. Со своими трюками Першаковский объездил весь Советский Союз, и не было ни одного циркача, который мог бы сравниться с ним... Сегодня самый известный мастер жесткого цигуна в России в полном забвении. Живет один, без работы, без зрителей, без друзей.
В СОВЕТСКИЕ времена циркачи называли Кемерово, Новокузнецк и Новосибирск "Бермудским треугольником": артисты, попадая в один из этих городов, почему-то задерживались в местных цирках на несколько лет. Для Виктора Першаковского, уроженца Кишенева, таким "Бермудским треугольником" стал Кузбасс. Артист дебютировал со своей восточной программой (до этого был клоуном) именно в кемеровском цирке, а в начале 90-х, женившись на юргинке, переехал в Юргу и остался в этом городе на долгие годы.
И в огне не горит
КАК говорит Виктор Першаковский, жесткий цигун, или "железная рубашка" (так еще называют этот вид китайской гимнастики), - это азбука для восточных боевых искусств. Чтобы стать мастером в борьбе, нужно закалить тело, уметь психологически настраиваться на поединок, научиться перемещать энергию из одной части тела в другую - как раз этому учит практика жесткого цигуна. Мастерство позволяет выполнять удивительные трюки: ходить по стеклу, по острию ножей, ложиться на гвозди и при этом не получать ранений и не чувствовать боли.
Виктора Першаковского не обжигает огонь. Прикуривать со своей ладони - это была любимая "фишка" матера цигуна при общении с журналистами.
Острые и колющие предметы Першаковскому тоже не страшны. Он ходит по расположенным вертикально ножам, лежит на гвоздях, расстояние между которыми не 1,5-2 см, как у многих, а целых 4 см (что значительно усложняет трюк, ведь плотность между гвоздями меньше); ему на руку или на шею ставят саблю и сверху бьют по ней железной дубиной. "Главное - отключаться, сосредотачиваться на одной точке и мысленно делать анестезию", - поясняет Виктор.
Сегодня многие увлекаются этим видом китайской гимнастики. Першаковский следит за современными мастерами цигуна и уверяет: некоторые его номера повторить не может никто. Одни из самых уникальных - трюки с бумагой.
Железный человек на листе бумаги
ПОДНЯТЬСЯ под купол цирка, держась за бумагу, Першаковскому удалось только через четыре года. На тросе закреплен обычный лист бумаги, с другой стороны листа - две ручки, за которые можно ухватиться, - именно на такой конструкции (по сути, на одной бумаге) артист поднимался на высоту нескольких метров. Благодаря специальным упражнениям, самовнушению можно научиться уменьшать свой вес!
Но на этом мастер цигуна не остановился. Через год он смог встать на лист бумаги (бумагу в несколько слоев натягивают примерно, как кожу на барабан). Спустя еще один год циркач пошел по бумаге. Этот трюк настолько серьезный, что получается только один раз из трех. Остальные попытки заканчиваются тем, что бумага рвется под тяжестью тела.
Конечно, для Виктора Ильича его увлечение не прошло бесследно. Каждый шрам на теле артиста - напоминание о номерах, которые не состоялись. Однажды во время выступления по мечу, как и запланировано, ударили железной дубиной, но что-то не получилось, и... острый меч рассек правую руку практически до кости. Огромный шрам на шее - вина, но не самого артиста, а системы. Сгибая шеей железный прут, Першаковский серьезно поранился, но директор одного из цирков запретил снимать номер, иначе артист лишился бы 25% зарплаты. Пришлось выполнять этот трюк снова и снова с незажившей раной... Четыре огромных гвоздя прошли сквозь ногу мастера тоже прямо во время выступления. Были у Першаковского проблемы с позвоночником: на гастролях в Польше один мальчишка не поверил, что циркач висит на одном листке бумаги, и выстрелил из рогатки. Тогда Виктор выполнял трюк без страховки... Бумага порвалась, он упал с десятиметровой высоты на деревянный пол - повредил спину, отбил легкие...
У многих артистов цирка после таких серьезных потрясений появляется страх, они теряют кураж на время или даже навсегда. Першаковский начал выполнять опасные для жизни трюки уже через четыре дня после падения. Правда, подниматься под купол впредь стал все же со страховкой.
P. S.
В 2005 году Виктора Першаковского уволили из цирка. "Попал под сокращение иностранных артистов (гражданство у Виктора молдавское), а руководителю "Росгоцирка" было не важно, сколько людей собирает артист, насколько уникальны его трюки", - поясняет Виктор Ильич.
Все, что осталось у Першаковского от прошлой жизни, - это большой архив фотографий и видеозаписей его выступлений, реквизит и воспоминания. Но поделиться ими не с кем. Практически со всеми друзьями Першаковский потерял связь, живет один, в нищете, без работы. Творческий порох еще остался в пороховницах: Виктор пишет стихи, афоризмы, сценарии, придумывает различные проекты для театров, телевидения, но... его берут на работу только охранником.
Смотрите также:
- «Чудо существует!» Иллюзионист — о культуре, фокусах и дорогих билетах →
- «Идёт эра накопительства...» Что коллекционируют кузбассовцы? →
- Женщина, которая звучит →