КОМУ только не жаловались жители киселевского поселка шахты "Дальние горы" - писали и в городскую администрацию, и областную, а недавно даже отправили письмо Дмитрию Медведеву. "Дальнегорцы" просят только одного - переселения, которое им пообещали четыре года назад. Из Дальних гор уехали все, кто имел возможность, остались лишь самые незащищенные категории - пенсионеры, многие из которых проработали на шахте не один десяток лет, инвалиды, одинокие матери - все те, кому идти больше некуда.
Дома - это все, что нажито за жизнь
- ХОТИТЕ узнать, как мы живем? Показать, так вы ведь не поверите, - встречает нас местная жительница Надежда АФОНИНА. - Муж с утра принес ведро воды из колодца, а там полведра грязи. Поставила отстаиваться. А что делать? Вода плохая, и мало ее. Я уже год не стирала крупные вещи, застилаю постель темным одеялом, чтобы грязи не было видно. А когда метели и к колодцу не пройти, то собираем снег и топим его. Раньше-то колодец был полный. Шахта сделала разработки, и вода ушла. Поставили колонку, но все вокруг нее залито, вода идет под землю, а сверху ее нет.
Дети Надежды, как и многие другие более-менее состоятельные жители, уже давно перебрались из поселка - снимают (!) квартиру в Киселевске. В последнее время даже внучку перестали привозить к бабушке. Не хотят отпускать ребенка в "плохой" поселок, а особенно в барак, в котором живет Надежда.
- У нас печное отопление, но топим только одну печку. Вторую - боимся, вдруг обвалится. Поэтому в квартире холодно. А сейчас еще весна начнется, совсем беда: у крыши нет плах. Идешь и думаешь, сегодня или завтра рухнет. Гнилье, одним словом. Конечно, наш поселок из города не видно, он никому не мешает, - говорит Надежда.
Внешней вид барак, в котором живет Надежда, сохранил, а вот соседний совсем не похож на место, где могут обитать люди: стекол нет, часть дома развалилась, отсутствует половина крыши. Здесь живет пенсионер Каталицкий. Года два назад ему отключили свет, чтобы не произошел пожар. Но пенсионер свою "крепость" не покидает, живет здесь из принципа. Ему в свое время предложили однокомнатную квартиру, но по закону ему обязаны дать "двушку", рассказывают местные. Вот он и ждет.
Еще одна жительница Дальних гор - грузинка Цыца - приехала в Россию 19 лет назад, вышла замуж за строителя, родила ребенка, купила частный дом в Дальних горах. Несколько лет назад муж умер от инсульта. Так Цыца - инвалид 2-й группы - осталась одна с одиннадцатилетней дочерью. Когда четыре года назад пошли первые разговоры о переселении, продала корову, думала, зачем она нужна в городской квартире? Сегодня жалеет, что была недальновидной. У грузинки в России есть только одно - собственный дом - все, что она нажила за 19 лет.
- От подземных работ грунт ходит, дом от этого совсем покосился. А весной подполье всегда затоплено, вода заходит даже в дом. У меня артрит от холода и воды. Мне предлагали муниципальную квартиру, но я не согласилась. Вот умру я завтра, а где мой ребенок будет жить? Что ему останется? Только одежда? - говорит Цыца.
Шахту в карты проиграли?
ПЕНСИОНЕРКА Зоя хоть и фамилию свою называть постеснялась, но о своей жизни в поселке рассказала охотно. Зоя - коренная жительница Дальних гор: ее родители работали на шахте, она здесь родилась, выросла, вышла замуж, родила детей, которые тоже сейчас живут в Дальних горах. Зоя с ностальгией вспоминает поселок образца примерно 1980 года. Тут был и продовольственный, и хозяйственный магазины, и парикмахерская, и десятилетняя школа, и даже водопровод в домах. Но после того как снесли соседний поселок Красный Кузбасс, Дальние горы начали потихоньку умирать. Сегодня здесь нет ничего, кроме одного-единственного магазина. "Но и там не продается ни молоко, ни лекарства. Чтобы купить самое необходимое, нам нужно ездить в город. А когда в прошлом году были метели, так даже хлеб в магазин не привозили. В этом году повезло с погодой: снега немного, дороги почистили один раз, и этого достаточно", - говорит Зоя.
В 2004 году жителям Дальних гор пообещали подарить новую жизнь. Собственники шахты "Дальние горы" - УК "Прокопьевскуголь" - решили осваивать новый угольный пласт. Для этого людей из поселка нужно было переселить. О сносе всех домов и предоставлении нового жилья компания объявила по телевидению, самих жителей попросила собрать все документы. Составили график переселения и устно пообещали, что к 2007 году здесь жить уже никто не будет. Но спустя год шахту "Дальние горы" продали ЗАО "Инвестиционная компания "Юкас-холдинг". Оставшиеся жители поселка - более 100 семей - негодовали: "А нас будут переселять?". "Будут!" - с уверенностью ответили новые собственники. Они забили сваи под многоквартирный дом, разбили шампанское... Но дом не построен до сих пор, и, по слухам, на "Луговом" (так переименовали "Дальние годы" новые собственники) подземные работы сейчас не ведутся, хотя официально шахта не закрыта.
- Говорят, что шахту нашу то ли в карты проиграли, то ли за рубль продали. Вроде сейчас хохлы к руководству придут. Что будет дальше? У меня муж - инвалид первой группы, у него нет обеих почек. От кого ждать помощи? - негодует Зоя.
"Правды, как у змеи ног, не найдешь"
ЗА ПРАВА жителей Дальних гор борется председатель уличного комитета Галина Дубова. Пенсионерка ведет переписку с властями вот уже четыре года. Результат этих переговоров - огромная кипа бумаг, официальных ответов из всех инстанций. В письмах, в частности, объясняют, что вопросы сноса домов курирует новый собственник шахты. Но, по словам пенсионерки, ей никто ни разу не давал прямого отказа в переселении. Поэтому Дубова продолжает просить помощи у властей: пишет, добивается личных встреч. Галина Яковлевна рассказывает: в последний раз, когда пошла пожаловаться в приемную одной из партий, там ответили так: вы за нас проголосуйте на выборах в Госдуму, и мы обязательно вам поможем. В день выборов пенсионерка обежала весь поселок и каждого буквально за руку привела на голосование. Помощи (да что помощи, хотя бы звонка) от партии ждет до сих пор.
- Здесь же жить невозможно. Мало того, что воды нет, так еще и практически в нашем огороде находится шурф. Летом птицы от газа чуть ли не на землю падали. Шурф засыпали глиной, положили грушу, специалисты постоянно отслеживают ситуацию, но мы все равно чувствуем запах газа. В общем, правды, как у змеи ног, не найдешь, - говорит Галина Яковлевна.
Искать правды мы отправились к собственникам шахты - инвестиционной компании "ЮКАС-Холдинг". В пресс-службе компании с директором связать нас не смогли, а на многочисленные вопросы ответили только одно: "территория поселка Дальние горы не является подработанной, шахта работает, но в другом направлении". Комментировать вопросы, касающиеся переселения людей, дальнейших планов, в компании не стали.
В администрации Киселевска пояснили ситуацию более конкретно, но сразу дали понять, что помочь жителям Дальних гор ничем не могут. Все дома в поселке, не считая двух бараков (их жителей обещают переселить в первом квартале этого года), это частный сектор, а значит, по закону отвечают за них сами хозяева.
- Дома не попадают ни под ветхое, ни под подработанное жилье. У нас есть муниципальные бараки, сегодня в городе около 2,5 тыс. семей, которых нужно переселить, - говорит заместитель главы Киселевска по строительству Олекса ВОЛКОТРУБ.
Поинтересовались в администрации и об условиях жизни в Дальних горах. "Почему в поселок не привозят питьевую воду?" - "В свое время мы пробовали привозить, но сами жители от нее отказались из-за того, то надо деньги платить. Но мы же платим за водопровод. А кто им будет бесплатно воду возить?" - "Почему в прошлом году снег в поселке почистили всего один раз?" - "Потому что были вьюги, проблемы были везде, и техника просто не справлялась". - "Почему детей до школы не подвозят" - "Мы занимались этим вопросом, так там всего три-четыре ребенка школьного возраста". - "Почему нет нормального магазина, аптеки?" - "Во-первых, жители не писали заявку. А во-вторых, судя по опыту других поселков, привозные торговые точки просто не нужны. В один из поселков привезли аптеку, она простояла там два часа, никто в нее так и не пришел".
В администрации уверены, люди во многом сами виноваты в сложившейся ситуации. Никто им гарантий переселения не давал, поэтому им не нужно надеяться на кого-то, а самим пытаться обустроить поселок, как-то продолжать жить. Но "дальнегорцы" продолжают не жить, а ждать, ведь надежды у них никто не отнимал.
- В последний раз пришли с шахты 29 апреля 2007 года и сказали, что будут сносить, - рассказывает пенсионерка Зоя. - Моя соседка попросила уголь, но ей ответили: "Зачем вам уголь? Ведь вы переедете". Представители с шахты сказали, что нам не нужно сажать огороды. Мол, все снесут после 9 Мая. Мы ничего не садили, и ждем переселения до сих пор. Да и некуда нам идти. Строит покинуть дом, его сразу сломают, разворуют, а это значит, что при переселении мы ничего не получим. Что нам делать?
Смотрите также:
- Жизнь и вонь. Как бороться с соседями, которые никому не нужны? →
- Сколько «царским» домам в Кузбассе стоять? →
- Четыре года кемеровчане живут на стройке →