Центр переместится в Сибирь

   
   

ЕЩЕ Черчилль в свое время говорил, что России достался единственный счастливый лотерейный билет - это Сибирь. Менделеев называл наш край жемчужиной в короне Российской империи, а Ломоносов утверждал, что Россия Сибирью прирастать будет. "Будущее за нашим краем, и Центру придется с этим согласиться", - считает гость нашего номера Елена АРТЮХ, кандидат политических наук, доцент кафедры философии НФИ КемГУ.

- РАБОТАЯ над докторской диссертацией по теме "Взаимоотношение регионов и Центра", я неожиданно для себя открыла, что как в царской России, так и во все последующие годы четко прослеживается колониальная политика в отношении Сибири. Соответственно постоянно идет противодействие Центру. Изначально в имперском расширении на восток была заложена геополитическая задача, которая с 1860-х гг. формулируется как новый национальный курс на создание "единой и неделимой" России. Но уже с первой половины XIX века в правительственных кругах стали появляться опасения в благонадежности сибиряков, опасения, что Сибирь рано или поздно может отделиться от России. Основную опасность могли представлять сибирские купцы-монополисты и золотопромышленники, не имеющие "чувств той преданности государю и Отечеству, которые внутри империи всасываются с молоком". Когда к началу прошлого века процесс хозяйственного освоения края заметно усилился, резко обострились отношения Центра и Сибирского региона, выявились проблемы не только экономические, но и политические. Сибирская общественность активно сопротивлялась превращению региона в сырьевой придаток центра, высказывались обвинения, что метрополия высасывает не только материальные, но и духовные силы периферии.

- Как это похоже на день сегодняшний...

- Действительно, проблемы взаимоотношений Центра и регионов актуальны и в современной России. В настоящее время между Центром и регионами нет единой системы взаимодействия, при этом Центр недофинансирует регионы, а внедрение рыночного характера экономики привело к тому, что и рынок разрывает взаимосвязь Центра и провинций. Примечательно, что рынок не только делит население на бедных и богатых, но и дифференцирует богатый Центр и бедные провинции. Огромные размеры России и непомерно большое число субъектов Федерации, сильно разнящихся по территории, людскому и экономическому потенциалу, историческим и культурным особенностям, стали одним из серьезнейших препятствий для эффективного управления страной и сбалансированного развития государства.

- Решение проблемы в укрупнении регионов: меньше число субъектов - проще управление?

- Укрупнение должно иметь под собой долгосрочную экономическую выгоду. К примеру, объединение Красноярского края на первый взгляд сыграло положительную роль для вошедших в него регионов. Но это краткосрочная экономическая выгода, поскольку при объединении действовал ряд федеральных программ. Как только они будут свернуты, ситуация может обернуться с точностью до наоборот. Сейчас периодически возникают предложения о соединении Алтая и Кузбасса, по крайней мере, простое население Алтайского края за это ратует. Но это, по большому счету, выгодно только для одного из субъектов. Кемеровская область станет постоянным донором для аграрного Алтая, и поддержать ее заинтересованность в объединении смогут только серьезные федеральные финансовые вливания. Если оценить основные итоги социально-экономического положения федеральных округов, озвученные федеральной службой госстатистики, то становится видно, что Алтайский край опережает Кемеровскую область практически только по объемам продукции сельского хозяйства и ценам, в том числе на жилье. Поэтому логичнее Центру дать возможность конкуренции между регионами.

- Какова, на ваш взгляд, роль местных властей, в частности губернаторов, которых назначает Центр?

- Для того чтобы на местах что-то реально можно было делать, нужны деньги. Штат Аляска, к примеру, оставляет на свое развитие 90% налогов и только 10% перечисляет в Центр. Удерживают ее в составе США реализуемые в стране госпрограммы и проводимая внешняя политика государства. У нас же регионы большую часть зарабатываемых средств перечисляют в Москву. При этом абсолютное большинство крупных предприятий вывело или выводит свои офисы в Центр, тем самым еще сокращая налоговую базу на местах. Губернаторы и мэры практически превратились лишь в представителей исполнительной власти. У них пока еще остались некоторые рычаги давления на собственников крупных предприятий, но заставить бизнес вкладывать средства в регион они уже практически не могут. Взять те же близкие практически каждому кузбассовцу шахты. Местные ученые разрабатывают уникальные системы безопасности угледобычи, но не во власти губернатора, а тем более мэра обязать собственника их внедрять. Бизнес выкачивает из региона ресурс, нисколько не заботясь о безопасности условий труда, о социальной жизни в регионе, об экологии.

- В ваших словах сквозит безнадежность. Нам никогда не выбраться из состояния колонии?

- В нашей стране сложно делать прогнозы, тем не менее не все так бесперспективно, тенденции к усилению самостоятельности регионов уже появились. Несколько удивляет, что пока население не проявляет признаков активности, ведь гражданам законом даны мощные механизмы для демонстрации своей воли. И первое, что, на мой взгляд, стоит сделать, это вернуть выборность губернаторов. Затем надо дать регионам возможность самим зарабатывать, а не отдавать все в Центр, выпрашивая потом свои же деньги в виде подачек.

- Это заметно ослабит влияние Москвы. Какую роль в озвученном сценарии вы отводите ей?

- Управление за счет консолидированной общей политики. Необходимо провести стратегический маркетинг всех территорий, т. е. рассмотреть все ресурсы, все проблемы каждого региона и выработать четкую с учетом ментальности и исторических корней программу именно для конкретного субъекта федерации. Только тогда можно выстроить отношения с периферией, без отторжения Москвы и восприятия ее как обособленного государства в государстве. С экономическим ростом Китая и перемещением центра мировой экономики на восток есть все основания предполагать, что и в нашей стране больший акцент будет сделан именно на Сибирь с ее мощным ресурсным и людским потенциалом, который сейчас задействован далеко не полностью. А пока, несмотря на то, что Сибирский федеральный округ занимает 30,1% территории России, объем инвестиций в регион составляет 10,3% всех инвестиций в стране. При этом инвестиции за счет собственных средств составляют 41,7%, средства федерального бюджета - всего 7%.

Смотрите также: