Н. Смирнов: "Пренебрегать безопасностью заставляют деньги"

   
   

АВАРИИ на шахтах Кемеровской области случаются не так редко, как хотелось бы. В числе причин таких аварий называют и человеческий фактор, и неисправности оборудования, и плохую работу систем безопасности. Кажется, уже все возможные причины аварий угольщики усвоили на горьком опыте. Почему же они все-таки еще случаются, мы спросили у исполняющего обязанности руководителя Управления по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области Николая СМИРНОВА.

- Николай Павлович, расскажите о задачах Ростехнадзора. Иногда при сообщении об аварии поминаются инспекторы управления, мол, они не доглядели. Но ведь шахтеры - взрослые и здравомыслящие люди. За ними нужен контроль?

- Задача Ростехнадзора - заставить собственника предприятия соблюдать требования промышленной и экологической безопасности. Для этого у нас есть определенные инструменты. И наши инспекторы осуществляют надзор согласно законодательным и нормативным документам, контролируют вопросы промышленной безопасности. Есть список обязательных требований, которые должны соблюдаться при проведении горных работ и при проектировании. Однако специалисты управления, как правило, при каждом обследовании выявляют нарушения требований действующих норм и правил, которые и делают вероятными новые аварии. При угрозе жизни и здоровью людей горные работы приостанавливаются, шахтеры выводятся из опасной зоны. Произошедшие в 2007 году аварии на шахтах "Ульяновская" и "Юбилейная" подтвердили, что наиболее опасными факторами являются: необеспеченность расчетным количеством воздуха, несоблюдение противопылевых мероприятий, высокое содержание вредных газов и эксплуатация электрооборудования во взрывоопасном состоянии. А обвинения в адрес работников Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору в том, что на самом деле не сделали именно собственники и акционеры шахт по обеспечению конституционных прав граждан на безопасный труд, считаю надуманными. Если выявляются случаи, что инспекторы свои обязанности исполняли недолжным образом, то проводятся служебные проверки, виновные привлекаются к ответственности.

- По чьей вине допускаются эти нарушения?

- Большинство нарушений допускается по вине тех, кто работает в шахте. Лишь в единичных случаях в этом бывают виноваты инженерно-технические работники.

- Но разве шахтеры сами не должны заботиться о своей безопасности? Разве не заинтересованы в безаварийной работе собственники шахт?

- Федеральный закон N 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" четко определяет обязанности руководителей и работников угольных предприятий в сфере безопасности труда. Службой производственного контроля на шахте руководит ее директор. Все инженерно-технические работники согласно должностным обязанностям также несут ответственность за соблюдение установленных норм и правил, вплоть до уголовной. Создание приемлемого уровня промышленной безопасности зависит в первую очередь от самих работников шахты.

- Почему же работники шахт, получается, сами пренебрегают своей безопасностью? На каком этапе у людей пропадает желание сохранить свою жизнь?

- Своими жизнью и здоровьем заставляет пренебрегать вопрос получения денежного вознаграждения за выполненную работу. И практически при каждом расследовании аварии или несчастного случая комиссия отмечает слабую организацию производственного контроля, низкую дисциплину.

- Какие меры воздействия есть у Ростехнадзора, чтобы все-таки заставить собственников и самих работников шахт соблюдать правила промышленной безопасности?

- Специалисты Ростехнадзора вправе, если выявили нарушения законодательства о промышленной безопасности, самостоятельно назначить административный штраф, либо подготовить и направить материалы в суд для административного приостановления деятельности, назначения штрафа или дисквалификации руководителя. Также в некоторых случаях Ростехнадзор вправе приостановить действие лицензии предприятия.

- Насколько действенны эти меры?

- Основным рычагом воздействия в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан сейчас является приостановка работы предприятия. Но, чтобы добиться этой меры, государственному инспектору нужно оформить массу документов, ознакомить с ними руководителя предприятия и направить их в суд для принятия решения об остановке предприятия или объекта. До августа 2005 года инспектор, выявив нарушения требований промышленной безопасности в шахте, мог сам на месте "опломбировать" опасное оборудование. Но законодательство изменилось, и теперь для устранения угрозы жизни и здоровью людей требуется судья, судебный пристав-исполнитель, а иногда и прокурор. Однако эту меру мы успешно применяем и имеем лучшие показатели в России. Управление ежемесячно возбуждает десятки административных дел с целью приостановить работу предприятий, и в 99% случаев судьи выносят положительные решения. А каждое такое решение судей - это прямые убытки предприятию в десятки миллионов рублей.

Наказание в виде дисквалификации руководителя предприятия назначает мировой судья. Но это альтернативная санкция, и судья выбирает дисквалификацию или наложение штрафа. Однако успешный опыт дисквалификации у нас уже есть. На шесть месяцев был дисквалифицирован технический директор ООО "Шахтоуправление Карагайлинское". Он под грузом доказательств сам признал свою вину, поэтому срок дисквалификации был назначен минимальный. Но и в дальнейшем Ростехнадзор намерен применять все меры, направленные на своевременное выполнение предписаний, которые получают должностные лица.

- Труд шахтеров вообще может быть безопасным?

- Надо помнить, что шахтерский труд - коллективный, и здесь халатность одного может повлечь тяжелые последствия для окружающих. К тому же не все собственники и руководители угольных предприятий понимают, что такое безопасность. Они покупают новые комплексы для добычи угля. Рапортуют об этом. Но к безопасности это не имеет никакого отношения. Это повысит уровень добычи и все. В Кемеровской области составлена "Комплексная целевая программа по обеспечению безопасности и противоаварийной устойчивости на угледобывающих предприятиях Кузбасса с 2005 по 2010 годы". Последняя проверка того, как она работает, показала, что некоторые компании, к сожалению, не обеспечивают безопасных условий труда.

Смотрите также: