На одной из конференций по проблемам уголовных наказаний прозвучало, что с января текущего года надо закрыть воспитательные колонии для несовершеннолетних, а взамен создать воспитательные центры, куда бы малолетние преступники регулярно приходили для коррекционной работы. О перспективах такого подхода мы попросили рассказать Татьяну ПОМЫТКИНУ, доцента кафедры социальной работы, пенитенциарной педагогики и психологии.
- Как вы оцениваете это предложение, может быть, действительно, помещать подростка за колючую проволоку равносильно тому, что на его судьбе можно поставить крест?
- Среди осужденных случайно попавших очень мало. Абсолютное их большинство можно отнести к категории людей, склонных к преступному поведению, т. е. у них произошла деформация личности. И корни этого явления, как правило, уходят в детство. Невозможно реформировать систему наказаний, ничего не меняя в обществе.
Что касается закрытия воспитательных колоний, то я, честно говоря, не представляю, как можно будет воздействовать на малолетних преступников. Ведь изолируются они от общества только за самые тяжелые преступления, это уже крайняя мера. Предполагается, что подростку, к примеру, с особой жестокостью убившему человека, будет вынесено наказание пройти воспитательный курс? Это наказание скорее для педагогов, чем для него.
Могу привести недавний пример: восьмиклассник из вполне обеспеченной благополучной семьи жил у бабушки, поскольку от нее ему ближе ходить в школу. Однажды мальчик смотрел телевизор, а бабушка спала на диване и храпела. Подросток взял подушку и задушил бабушку. Потом пошел спать, утром отправился в школу, а после уроков позвал одноклассников, чтобы те помогли ему избавиться от трупа. Спрашиваю мальчика: "Ты бабушку ненавидел?" Отвечает: "Нет". "Зачем ты ее убил?" - "Она храпела". - "Тебе ее не жалко?" - "Она же все равно старая. Теперь я здесь буду один жить". Кого будем воспитывать в таком воспитательном центре? Его? Родителей?
- Но ведь подростку с такими жизненными установками и колония не поможет. Он только ожесточится.
- В том-то и дело, что система исполнения наказаний работает со следствием, а не с причиной. Общество изолировало тех, кто не хочет жить по его законам, абсолютно не заботясь ни о причинах, из-за которых человек попал за этот забор, ни о том, что с ним будет потом, когда срок наказания закончится.
- А в чем, на ваш взгляд, причина такого положения вещей?
- Я убеждена, что все начинается с семьи. Лет пять или шесть назад мы готовили общегородское родительское собрание. Подготовка к нему шла год, за это время мы обработали тысячи анкет, заполненных родителями. Больше всего меня поразили ответы родителей в анкетах на вопрос, кто должен заниматься воспитанием ребенка. Только 5% оставили эту обязанность себе. Остальные переложили ее на школы, кружки, секции, бабушек...
Есть зарубежный опыт, который неплохо бы было перенять. В Канаде, к примеру, как только пара узнает о беременности, она сразу обязана посещать курсы, где готовят к ответственному родительству, знакомят с возрастной психологией детей. Раньше дети получали такой опыт в многодетных семьях. Сейчас таковых очень мало, значит, надо решать проблему другим путем. И почему бы не делать это через обучение родительству?
- А у вас есть рецепты исцеления общества?
- Я за цензуру на телевидении. Накормить и одеть ребенка мало. Важно дать ему пример честности, ответственности, порядочности - это раньше делал отец. Сейчас пап заменил телевизор. А на голубом экране мужья делят имущество с женами, положительный герой ради благой цели стреляет направо и налево, бесконечные любовники и любовницы, напоказ выставляется самая уязвимая сфера человека - интимная. Рекламные паузы заполнены призывами брать от жизни все. В человеке культивируются только природные инстинкты. Подросток не в состоянии самостоятельно отличить истинные ценности от мнимых. Он видит, что можно честно работать всю жизнь на производстве и не заработать ни на крутую машину, ни на шикарный дом. Но молодой человек хочет от жизни все, поэтому берет покататься чужой автомобиль, отбирает у слабого сотовый телефон и деньги... Сможет ли колония или воспитательный центр, куда правонарушитель будет приходить на душеспасительные беседы, изменить его мировоззрение? Многие видят в цензуре ущемление принципов демократии. Но разве демократично уничтожать свой народ? У нас сейчас идет идеологическая война. И на ней гибнут миллионы людей. Спившиеся, наркоманы, люди, погибшие от рук преступников - их миллионы, а ведь все они могли завести семьи, родить и воспитать детей, приносить пользу обществу.
- А какая роль отводится в вашем варианте оздоровления общества системе исполнения наказаний?
- Жестокое наказание не удерживает от преступления. Законопослушность воспитывает неотвратимость возмездия. Но это сфера уже не учреждений ГУФСИНа, а следственных органов, прокуратуры. В местах лишения свободы должны работать психологи и психиатры. Их задача за тот отрезок времени, когда преступник оказывается в местах лишения свободы, пробудить в нем человеческие чувства, сделать так, чтобы они начали преобладать над звериными инстинктами.
Отбыв в изоляции несколько лет, человек теряет социальные связи и навыки поведения, без этого реабилитация бывшего осужденного практически нереальна. В итоге мы получаем рецидивиста. Кто в этом виноват? Разве только исправительное учреждение? Важно создать единую систему работы с нарушителями закона, начиная с того этапа, когда он проявил склонность к мелким правонарушениям, и заканчивая реабилитацией бывших осужденных. Возможно, воспитательные центры будут наиболее востребованы именно в процессе реабилитации.
Смотрите также:
- Безвинно осуждённые. Как репрессированные поднимали экономику Кузбасса →
- Психолог из Кузбасса – о вандализме, агрессии и потерянном поколении →
- Учиться и работать заставит система →