Заходя в магазин, думаешь, то ли у тебя память отшибло, то ли сегодня снова цены поднялись. Что же это означает? На этот и другие вопросы по кузбасскому ценообразованию мы попросили ответить Ольгу ВАЩИЛОВУ, кандидата экономических наук.
- Ольга Ивановна, можно ли узнать, по каким принципам формируются цены на одежду и продукты?
- Самая главная проблема, которая мешает разобраться в ценообразовании, - недостаток информации о том, как наши торговые предприятия формируют цены. Я пыталась получить такие сведения, но открывать их никто не намерен. А если говорить о нормах, которые устанавливаются законодательно, то каких-то особых правил ценообразования у нас нет и не может быть потому, что они противоречили бы федеральным законам.
- А кто скрывает информацию о ценообразовании и наценках?
- Все. Кто же откроет такие секреты? Ведь информация о наценках сразу приведет к огласке реальной прибыли предпринимателей. А это им не нужно. Они всеми силами стараются скрыть, сколько зарабатывают на торговле.
- Но есть же примеры распродаж, когда в Европе можно купить, допустим, свитер в десять раз дешевле, чем он стоил сначала. Почему у нас в десять раз цены не падают, если принципы торговли вроде бы те же.
- У нас отсутствует рынок, как таковой. Он у нас есть только на словах. Если в Европе производитель и торговец борются за то, чтобы не потерять покупателя, то у нас за покупателя борьбы нет, и нет в этой борьбе необходимости. У нас рынок не насыщен товарами, и люди покупают то, что есть, то, что им предлагают.
- Однако в последнее время мы видим магазины-дискаунтеры, которые продают вещи по дешевке, пусть не такие качественные. И почему другие продавцы не идут по пути увеличения объемов продаж, а не повышения цен?
- Пока продавцу позволяют демпинговать, пока он сам получает прибыль от объемов реализации товара, а не за счет завышенных цен, он будет торговать по таким правилам. Магазины с более высокими ценами извлекают прибыль по другому принципу: у них есть клиенты, которые покупают товары по тем ценам, какие есть. А объем продаж устраивает продавцов. И нет необходимости его наращивать.
Ситуации в торговле порой бывают абсурдными, когда наценка продавца превышает в десятки раз цену (с уже заложенной в нее прибылью) производителя товара. Касается это не только вещей, но и продуктов. Мы все знаем, что у производителя молоко молзаводы покупают по 6 рублей за литр, а у продавца в магазине оно стоит уже 23 рубля. Откуда берется эта разница? Причем в сетевых магазинах и в одиночных одно и то же. Цены в них не очень отличаются. Хотя супермаркеты, именно за счет большого товарооборота, имеют возможность снижать цены.
Закон на торговлю не влияет
- Раз заговорили о молоке, то тут ситуация совершенно другая, нежели со свитерами. Молоко нужно продавать быстро. Здесь рынок действует?
- Продавцы и на продуктовом рынке цен не снижают. Нет конкуренции. И цель - развитие конкуренции, поставленная в новом законе "О торговле" сегодня не реализуется никакими мерами. Закон поддерживает крупные сети, а мелких продавцов оставляет в стороне. Очень сложно сегодня предпринимателю организовать свою торговую точку, установить привлекательные для покупателя цены и, что называется, войти в бизнес, потому что ему все еще необходимо пройти множество процедур по получению разных разрешений и согласований.
- В таком случае можно ли вообще говорить, что стоимость товара - это деньги, за которые он произведен, а цена - это та сумма, которую за него готов отдать покупатель?
- Стоимость - это сегодня далеко не та сумма, которую потребовалось затратить на производство единицы товара. У нас существовали и существуют законы, которые как будто бы регулируют цены, - это налоговый кодекс, гражданский и отчасти трудовой. И что мы видим? Если договорная цена будет превышать рыночную стоимость товара на 20%, то к предприятию должны быть применены какие-то санкции, в т. ч. и финансовые. Но на деле этого нет. Казалось бы, все должны соблюдать нормы регулирования цен со стороны НДС: на детские товары, на продукты питания, на товары первой необходимости предусмотрена десятипроцентная ставка налогообложения. Но в тех же столовых что происходит? Есть студенческая столовая, а есть обычная. И в студенческой столовой блюда не намного дешевле, чем в обычной. Хотя качество у них примерно одинаковое, а из-за разницы НДС стоимость одних и тех же блюд должна отличаться минимум на 8%.
Конкуренты у нас - товарищи
- А есть ли данные о том, какая цена является критической с психологической точки зрения? Когда человек откажется покупать этот уже слишком дорогой товар?
- Критическая цена определяется покупательской способностью. Пока покупатель готов покупать, пока он видит, что этот товар будет ему полезен со всех точек зрения, то он будет его покупать. Если цены на него ощутимо поднимутся, то покупатель будет переходить к товарам-конкурентам или к заменителям. Проще говоря, с масла на спрэд.
- Цены у нас периодически растут на рубль-два. Это видно по многим товарам. Почему это происходит? Например, бутилированная вода - ее же не стало труднее добывать из-под земли, ее не стало меньше, она не стала вкуснее.
- Если мы видим быстрое повышение цены в течение месяца, то это сразу говорит о том, что оно не обосновано какими-то объективными причинами. Однозначно это зависит от того, кто в данной торговой точке устанавливает цены на продукт. И рост этот часто совсем не связан с ростом затрат у производителя.
Чем хуже, тем дороже?
- Сюда же можно добавить парадоксальный рост цен на картошку. К весне она стала гнилой и дряблой, померзла, т. е. качество ее снизилось. Когда осенью она была свежей, мы покупали ее по 9 рублей за кг. Теперь мы ее покупаем по 20-25 рублей. Почему? Ведь скоро 90% населения будут пробовать свой молодой картофель.
- Если налицо переизбыток, то почему продавцы увеличивают цену? Получается, что тот, кто картофель не продаст, просто его выбросит. Но цены растут, и везде он продается по одной цене. Вывод: кто-то диктует цену. Я думаю, что дело в малом количестве поставщиков, которые между собой опять же не конкурируют и могут устанавливать цены, оставляя людей без альтернативы. Продавцы знают, что продадут картошку по такой-то цене, и снижать ее им не выгодно.
- Вы, наверное, говорите студентам о том, что оборот способен увеличивать прибыль больше, чем высокая цена? Как на это реагируют наши будущие коммерсанты?
- Они слушают, понимают. Но у нас все завязано в ком, который одиночкам не развалить. Производитель сегодня вынужден завышать цены потому, что у него нет другого способа заработать больше. А если бы даже он снизил цену, от этого только потерял бы, потому что в магазине или на рынке складывается цена более высокая, и товарооборот остается прежним, в результате только снижается прибыльность.
Смотрите также:
- В декабре цены вырастут на 1,1%, а в январе остановятся →
- Эффект отражен на ценниках →
- Цены на сыр уже подняли? →