В условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства наша страна живет с 1997 года. Причем тогда предполагалось, что завершиться она должна была в 2003 году. Жизнь внесла в планы свои коррективы, и конца реформе не видно даже по сей день. О том, почему так происходит, мы беседуем с Анатолием ТКАЧЕНКО, кандидатом экономических наук.
- Анатолий Николаевич, вы являетесь автором многих публикаций, в том числе и на тему реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Что из вами предложенного уже внедрено в жизнь?
- К сожалению, очень немного. В августе 2005 года маркетинговое агентство, в котором я работаю консультантом, предложило администрациям городов Осинники, Междуреченск и Новокузнецк разработать и внедрить систему управления качеством хотя бы на одном предприятии ЖКХ. Мы полагали, что если удастся получить положительный результат и позитивный опыт будет распространен, то это станет началом настоящей реформы, когда мы не только ждем того, что нам дадут, но и сами меняем жизнь к лучшему. Заинтересованность проявили только два предприятия города Осинники, которым удалось организовать работу в соответствии с международным стандартом качества. В том числе мы предложили гарантийные талоны на жилищно-коммунальные услуги и личные книжки качества, где оценку выполненной работе ставит потребитель. Недавно я узнал, что гарантийные талоны и книжки качества в числе первоочередных мер по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг распоряжением губернатора рекомендованы к исполнению, но не у нас, а в Ульяновской области. Они же внедрили у себя критерии оценки эффективности работы жилищно-коммунальных организаций, правда, не чисто в моем, а в доработанном варианте. Но идея изначально родилась здесь, в Кузбассе.
- Вы с Ульяновской областью тоже работали в составе маркетингового агентства?
- Нет, они почерпнули мои идеи и наработанный опыт из публикаций в федеральных изданиях. Теперь приглашают в качестве консультанта.
Нет пророков в своем отечестве
- Почему в нашем регионе вас не услышали?
- Это уже вопрос не ко мне. Я не делаю секрета из своих разработок. Более того, неоднократно обращался в департамент ЖКХ. К примеру, Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" был принят 1 декабря 2007 года, а 6 февраля 2008 года мы подготовили концепцию перехода к саморегулированию деятельности УК, жилищно-эксплуатационных предприятий и ТСЖ. В августе 2007 года мы создали Кузбасский союз работодателей ЖКХ, составили концепцию. Одним из направлений деятельности Союза были организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров, помощь в подготовке к сертификации предприятий и специалистов. Тогда на региональном уровне этими вопросами занимался Александр Наумов. Мы обращались к нему за поддержкой. В ответ - тишина.
- Но вы не опускаете руки...
- Когда-то, еще в начале 90-х меня спросили, зачем я этим занимаюсь, когда бы мог посвятить себя только науке, а совмещаю науку с бизнесом, периодически еще и с административной деятельностью. Я достаточно глубоко изучаю теоретические труды Маркса, величайшего экономиста в истории человечества. Там хорошо описаны индикаторы того, когда в государстве может случиться непоправимое. В 17-ом этим воспользовался Ленин. Я боюсь того, что инициатива перемен пойдет снизу, и работаю на то, чтобы создать такие условия жизни, когда не будет никаких потрясений. У меня есть сыновья, теперь есть внучки, я хочу, чтобы они жили в нормальной стране, среди нормальных людей.
Власть должна проявить волю
- Если бы ваши начинания поддержали хотя бы на уровне города или региона, что-то в нашей жизни сегодня изменилось бы?
- Я уже выше упоминал про критерии оценки эффективности работы жилищно-коммунальных организаций. Если бы у собственников жилья был инструмент, при помощи которого они могли бы оценивать деятельность своих УК, то нерадивые организации уже бы естественным путем ушли с рынка. Не буду ходить за примером далеко: недавно из своего почтового ящика достаю рекламный проспект обслуживающей мой дом организации (видимо, ошиблись, положив их в наш, а не в соседний дом, который планируют к себе переманить), а там написано, что они оплачивают за жителей электроэнергию, используемую на общедомовые нужды, так называемый ОДН. Но эту статью расходов ежемесячно я сам оплачиваю. Для чего это вранье? Если бы были общие критерии оценки, подобного обмана не было бы.
- Что, по вашему мнению, необходимо в первую очередь исправить в работе современных УК?
- Основная проблема большинства предприятий ЖКХ в том, что пока еще ни их руководители, ни остальные сотрудники не осознали полностью того, что они вошли в рынок, а то, чем они занимаются, является бизнесом. Теперь им надо самим зарабатывать деньги, бороться за потребителей. Сделать это можно только через повышение качества оказываемых услуг, сокращение времени обслуживания и затем оптимизации цены, что напрямую связано с системой менеджмента качества на предприятии. Но вы спросите сегодняшних руководителей, что они знают о системе менеджмента качества? Мой опыт работы с руководящим составом УК показывает, что большинство из них не знает даже основных законов и ГОСТов, регламентирующих их деятельность. Вот и получается, что они работают по понятиям, а не по законам.
- А может, стоит ЖК-предприятия приказом сверху заставить работать по-новому, а там, глядишь, это войдет в привычку?
- У нас в Кузбассе не могут заставить. А в Ульяновской области смогли. Хотя мое мнение, что для этого больших усилий и не требуется. Просто власть на местах должна проявить свою волю.
Смотрите также:
- Кузбассэнергосбыт оценил уровень конкуренции на рынке электроэнергии →
- Масштабные задачи. В чьих руках энергобезопасность области? →
- Кто работает, тот ест! →