Минздрав против профсоюза?

   
   

Минздрав предлагает сдвинуть классы условий труда таким образом, чтобы те, что раньше считались вредными, стали бы условно допустимыми. Каждый рабочий знает, чем это ему грозит - лишением дополнительного отпуска, снижением зарплаты, отдалением заслуженной пенсии на несколько лет. Работодателям это выгодно. А вот рабочим - нет. Как же отстоять свои права? Этот вопрос мы задали Сергею ЕРМАКОВУ, главному техническому инспектору труда горно-металлургического профсоюза России в Кемеровской области.

- Сергей Викторович, понятно, что от условий труда сегодня зависит и зарплата рабочего, и его пенсия, и размер отпуска, даже молоко дают за вредность на некоторых производствах. Но как определяют, вредная работа или нет?

- С советских времен осталась схема, при которой дополнительные отпуска, компенсация за вредные условия труда, сокращенная рабочая неделя, льготная пенсия назначаются по утвержденным спискам. Есть профессия в списке - получаешь льготы и преференции, независимо от того, где и в каких условиях ты работаешь. Этот подход не совсем справедливый, потому что часто приходится встречаться с тем, что люди действительно работают во вредных условиях труда, а из-за неправильного названия своей профессии ничего не получают. Дело в том, что сотрудники кадровых служб небольших предприятий наименование профессии пишут, как бог на душу положит. Вместо руководителя службы, который по списку должен получать дополнительный отпуск, пишут менеджер. Менеджера в списке нет. Человек выпадает из этой системы. Поэтому профсоюзы поддержали такую схему: давайте будем давать компенсацию по результатам аттестации рабочих мест. Если произведены замеры, установлено, что рабочее место наносит вред здоровью, - компенсации будут. Если рабочее место безвредно, то и льгот не должно быть. А списки предлагаем отменить совсем. Тогда и путаницы не будет.

- Логично, это стимул для работодателя делать рабочие места безопасными. Ваша инициатива поддержана?

- В принципе мы об этом с правительством уже договорились, и премьер такое постановление подписал. Минздраву было дано время на то, чтобы подготовить порядок предоставления компенсаций и их размеры. Минздрав работал год, но его проект приказа нарушил постановление правительства, устанавливающее льготы для людей, работающих во вредных условиях труда. Наш представитель в российской трехсторонней комиссии сумел добиться снятия приказа с регистрации. Но на этом противостояние не закончилось.

Минздрав запустил новый порядок аттестации рабочих мест, причем с отсроченным сроком начала действия. Новое положение носит во многом рекомендательный характер. А раз нет жестких требований к проведению аттестации, то результаты можно заказать, как это хочется заказчику (работодателю).

Оценить и проанализировать ситуацию в Новокузнецке собирались техинспектора ГМПР из разных городов России. Мы разработали свой вариант порядка проведения аттестации. В марте этого года он практически в нашем варианте с некоторыми минимальными изменениями был одобрен трехсторонней комиссией и вступает в силу в сентябре, отменяя предыдущие правила Минздрава.

Сдвинули классы

- Значит, вы все же победили?

- Не все так просто. В стране существуют Санитарные нормы и правила - гигиенические критерии оценки условий труда, которые применяются для установления профзаболеваний и аттестации рабочих мест. Т. е., основываясь на этом СанПиНе, можно определить, связано ли заболевание с выполнением в прошлом профессиональных обязанностей. И те же самые нормативы применяются для аттестации рабочих мест. Роспотребнадзор в 2010 году несколько уточнил эти правила. Главный санитарный врач России документ подписал, СанПиН прошел регистрацию в Минюсте, осталось только его опубликовать, но неожиданно Минздрав отбирает у Онищенко право на выпуск санитарных норм, берет их себе и требует отзыва с регистрации этого СанПиНа. Взамен Минздрав предложил новый документ. В соответствии с ним меняются классы условий труда. Вместо классов вредности 3.1 вводится второй класс. Причем в одном месте по тексту это тяжелые условия труда, в другом месте - условно допустимые. Непонятно, на основании каких исследований было сделано подобное заключение. Что любопытно, существуют оценочные показатели для каждого из классов по шуму, вибрации и пр. Я сравнил оценочные показатели, которые существуют сейчас у класса 3.1 - вредные условия, и те, которые предлагает Минздрав для класса 2 - уже не вредные. Ничего не изменилось, почти полное совпадение, просто сдвинули классы.

- А чем это чревато для рабочих?

- За счет подобной чехарды в документах большая часть работников, которые трудятся во вредных условиях труда, потеряют право на компенсации, дополнительные отпуска, досрочные пенсии. Учитывая, что профессиональное заболевание развивается около десяти лет, потом, когда рабочие поймут, что сегодня произошло, что-то доказать и исправить будет поздно.

Подпишись!

- Вы, насколько известно, уже собрали подписи под обращением к правительству среди работников предприятий горно-рудной промышленности. Успешно?

- В Кузбассе подписались 20 тыс. металлургов, свердловчан - 35 тыс., челябинцев - 27 тыс., подключились Иркутск, Красноярск, Волгоград, Белгородская область, профсоюзы других отраслей. Изменения Минздрава касаются намного большего круга работников, чем кажется на первый взгляд. Дело в том, что сегодня аттестация рабочих мест проведена не более чем на 20% предприятий, в основном промышленных, а должна выполняться на каждом рабочем месте.

- И у педагога?

- И у педагога. В критериях оценки при проведении аттестации есть такой показатель, как тяжесть и напряженность трудового процесса. Это нахождение в неудобной позе, в позе стоя и т. д. Всего 23 показателя, в том числе ответственность за свою жизнь и за жизнь других. Я думаю, что если провести полную аттестацию рабочего места учителя, то класс вредности будет не ниже 3.2 со всеми вытекающими последствиями для работодателя. Другое дело, что государство от аттестации рабочих мест в бюджетных учреждениях пока уходит. А если не удастся отозвать стандарт, то шансов доказать, что человек трудится во вредных условиях труда, будет еще меньше.

- Вы уже собрали и отправили подписи членов своего профсоюза. А что делать тем, кто решит поддержать вашу кампанию?

- Приходить в свой профсоюз. Можно прийти к нам. Паспорт при этом мы не требуем. Главное, чтобы человек расписался только за себя, а не за всю бригаду. Наверное, это звучит банально, но только вместе мы сможем отстоять свои права.

Смотрите также: