Терпи казак?

   
   

Кто они, нынешние кузбасские казаки? В конце 90-х они были грозной силой. Потом пошли слухи о расколе. Кому теперь они служат, с кем дружат? Об этом наш разговор с одним из кузбасских атаманов, есаулом Владимиром ДЬЯЧЕНКО.

- Владимир Иванович, Вы в казачество пришли еще в начале 90-х, теперь вот три года - атаман, возглавляете станицу Анжерская. Сколько у Вас в подчинении казаков, и чем они занимаются?

- В станице Анжерская больше двухсот человек. Казаков, которых могу выставить на службу - 138. Остальные - это дети казаков и жены. В основном мы занимаемся патрулированием садовых обществ, поддерживаем охрану общественного порядка на улицах и во время массовых мероприятий. Это особенно важно после того, как прошло сокращение в отделах милиции.

- Говорят, что в кузбасском казачестве произошел раскол. Кого же теперь считать настоящими казаками, а кого - ряжеными самозванцами?

- Нельзя говорить о каком-то расколе. В Кузбассе существует две ветви казачества. Это казаки, которые, как и мы, входят в государственный реестр казачьих обществ России, другая - общественная организация, она - в союзе казаков России. В частности, туда входят и Мариинские казаки, которые почему-то отказались войти в состав государственного реестра. Можно сказать, что они не подчиняются указам президента ни по чинопроизводству, ни по форме одежды, ни по государственной службе. По моему мнению, они ведут непонятную политику, обсуждают заоблачные идеи, вроде возвращения царя на престол. Все остальные казаки из разных территорий области - реестровые, они организовались в Кемеровский отдел Сибирского казачьего войска.

Где тревога, туда и казаку дорога?

- Весной нынешнего года у вас на казачьем круге было принято решение о создании в Яе казачьего хутора. Это какой-то новый этап самоопределения?

- Хутором называется структурное подразделение станицы. Идея организовать хутор пришла к нам после того, как в Яе прошли массовые сокращения сотрудников милиции. Нас активно поддержал бывший глава Яйского района Виктор Шибельгут. С письмами о финансировании казачьих патрулей мы обратились в администрацию области. Хутор понадобился еще и для того, чтобы не дать бывшим сотрудникам милиции потеряться, ведь для них в возрасте 40 - 50-ти лет остаться без дела - это трагедия. Потому что кроме того, как ловить преступников, они больше ничего не могут. Уже с марта месяца, без какого-либо централизованного финансирования, на общественных началах мы все равно начали нести службу в Яйском районе. Показали хорошие результаты. Было дело, в отдел полиции звонили граждане и просили, чтобы на происшествие приехали не полицейские, а именно казаки. Уверяли, что казаки быстрее смогут усмирить семейного дебошира, чем полицейские. В яйский хутор сейчас набралось десять идейных казаков, часть из них пенсионеры МВД, есть еще много желающих, но пока набор приостановили из-за отсутствия денег.

Атаманова правда

- Получается, что не нужны Кузбассу казаки?

- Было подписано распоряжение администрации области о финансировании в Кузбассе только семи казачьих патрулей - тех, которые организовались еще в начале 2000-х годов. На них и продлили финансирование, а вот о финансировании новых патрулей почему-то молчат власти. "Замолчали" Яю, Анжерку, Белово, Ленинск-Кузнецкий, Полысаево. До 2010 года включительно шло целевое финансирование охраны садовых обществ силами казаков. Платили каждому зарплату в 6 тысяч 90 рублей, хотя это, конечно, мало, но хоть что-то. Казаки были довольны, что при деле, население - охраной, сотрудники милиции - тем, что нашлись помощники. Мы много раз задерживали хулиганов и преступников. В этом году совсем нет финансирования на патрули и охрану садов, но работали все равно, по зову сердца, можно сказать. Зимой за свой счет катались по садам, обходили участки на лыжах. Руководство кемеровского отдела приняло решение прекратить нести службу за свой счет. Но в то же время атаман кемеровского отдела подписал соглашение с начальником ГУВД о сотрудничестве. Я такое же соглашение подписал с начальником Анжерской полиции, поэтому службу продолжаем нести. Надеясь, что проблемы с деньгами у нас временные.

- А что казаки сделали за последнее время?

- Самое главное, к нам активно идет молодежь с прошениями принять в казаки. Парни молодые, небезразличные. Вместо того, чтобы пить в подворотнях пиво, они желают служить, приносить пользу, бороться с негативными проявлениями общественной жизни. У нас есть военно-патриотический клуб "Анжерская застава", через него уже прошли больше 500 ребятишек, почти все из неблагополучных семей. Считаем, что уберегли их от тюрьмы, дали дорогу в жизнь. Никто не уклонился от армии, 497 парней уже отслужили, вернулись, создали семьи, нормально живут. Сейчас пытаюсь создать в школе казачий класс, чтобы дети туда ходили в казачьей форме, в дополнительное от уроков время изучали казачьи традиции. Подобный класс есть в Прокопьевске, и опыт показывает, что у школьников повышается успеваемость и дисциплина.

Казаки или разбойники?

- У многих образ казака как ассоциировался 20 лет назад, так и ассоциируется сейчас с подвыпившим разгулявшимся ряженым мужичком в папахе, у которого вся грудь в непонятных медалях и значках. Вы согласны с таким образом?

- Теперь такого нет. Форма одежды нам определена четко, какой она должна быть, и отступать от неё мы не имеем права. К примеру, рабочая форма - это армейский камуфляж с нашивками. Парадная - мундир цвета морской волны со стоячим, подшитым белой тканью воротничком. Сабля - это холодное оружие. И если где-то казаки позволяют ей размахивать на улицах, значит правоохранители закрывают на это глаза. Саблю мы можем взять только на парад. А пьянство - это самое грубое нарушение. Со стародавних времен говорили, что для казака вино страшнее острой сабли. За пьянку и мы прогнали из станицы троих казаков. На первый раз предупреждаем, потом по решению круга кладем на лавку и воспитываем нагайкой, а если и это не помогает - выгоняем.

- Есть ли перспективы развития казачества в Кузбассе?

- Несомненно, перспективы есть. Казаки могли бы успешно заниматься сельским хозяйством, охранять леса, недра. Сейчас в администрации области лежит на рассмотрении проект регионального закона о казачестве. Когда он будет принят (а подобные законы приняты уже во многих регионах), тогда все вопросы финансирования и организации казачьей службы будут решены. В Кемерове планируется сформировать за счет федеральных средств казачий полк, а при нем - кадетский казачий корпус.

- Если казаки просят денег от власти, то и власть вправе потребовать от вас обслуживать только их интересы. Например, разогнать неугодный митинг. Это не будет противоречить вашим принципам?

- Такого никогда не произойдет. Мы не обслуживали и не будем обслуживать власть. Мы служим для людей, чтобы они чувствовали себя безопасно. Уверен, что поддержка от властей нам все равно будет - ведь для общего же блага служим.

- Владимир Иванович, раньше, как мне известно, казаки служили за веру, царя и отечество. А кому теперь служат?

- Сейчас наш лозунг: "Служу отечеству, казачеству, вере православной!"

Анекдот в тему

- Дед, а правда, что женатые казаки живут дольше холостых?

- Да нет, просто им так кажется!

 

   
   

Смотрите также: