«Русские много не просят». Имам о свадебных и похоронных традициях мусульман

В разных уголках России разные мусульмане относятся по-разному к браку: например, чеченцы и ингуши могут совсем прекратить общаться с дочерью, которая вышла замуж за не мусульманина. © / Садыков Данил / АиФ

Мусульманские традиции вызывают множество вопросов. Обязательно ли резать барана на Курбан-байрам? Почему представителей ислама хоронят на христианских кладбищах? Женят ли без никаба? На эти и другие вопросы «АиФ в Кузбассе» ответил имам кемеровской мечети «Мунира» Рубин хазрат Муниров.

   
   

Без денег для невесты не поженят

Как соблюдаются сейчас свадебные традиции, особенно никах? Как его проводят, и нужен ли для этого ЗАГС?

Рубин Муниров объясняет, что никах всегда был обязательным. Его проводят в мечети совершенно бесплатно, однако вступление в брак предполагает траты жениха. Он готовит брачный дар — это определённая сумма от жениха невесте, по сути страховка для женщины. Начинается она от 20-25 тыс. рублей. Интересно, что арабы, турки, индейцы часто хотят жениться на россиянках: помимо того, что они красивые, умные и работящие, то ещё и много не просят.

«В браке мужчина берет ответственность за свою женщину. Если, например, муж жене говорит: „Дорогая, не работай, занимайся собой, что хочешь делай, читай книжки, а я буду работать и обеспечивать все твои хотелки“. Но что будет, если он вдруг умрет? Ей на первое время должно хватить именно этой самой страховки», — объясняет имам.

После заключения брака в мечети выдают бланк, который хоть и не имеет юридической силы, но может считаться документом. Также религиозные деятели настоятельно рекомендуют заключить брак в ЗАГСе после никаха, чтобы защитить себя и супругу юридически. Вообразите, вы приехали с супругой в больницу, а вас потом к ней не пускают, потому что по паспорту вы никто, сожитель.

Для никаха обязательно присутствие жениха, невесты, её папы и двоих свидетелей. Но что если девушка — сирота? Её представителем может быть любой известный, уважаемый житель города. Обычно им становится имам. Казанский религиозный деятель, Рустам хазрат Нургалеев, доктор шариатских наук, говорит, что самый лучший посаженный отец для девушки сироты — это начальник МВД города.

   
   

«Ну представьте, вам позвонит начальник МВД и скажет: „Слушай, жених, там какие-то на тебя жалобы... Денег жене как будто мало даёшь или обижаешь“ Ему в ответ: „А уже никаких нет проблем. Я бегу почку продавать. Вы не знаете, в вашем окружении никому не нужна почка? Хорошая“. Также за брачный дар девочки-сироты мы просим гораздо большую сумму, которая останется у девушки. В этот момент я стараюсь максимально помочь человеку, если потом случится беда», — говорит имам.

Что касается межконфессиональных браков, религией ислам проговаривается, что мусульманину можно жениться на христианке либо на иудейке. Вопрос, насколько религиозен человек.

«Да и я всегда говорю: „Кошечки должны жениться на кошечках, собачки на собачках“. Разность восприятий и менталитетов людей других национальностей, как острый угол — мы не напарываемся на него каждый день, но раз в год можно удариться очень больно», — считает имам.

Рубин вспоминает одну ситуацию, пока жил в Египте: египтянин женился на россиянке, и она решила ему утром помыть машину. Что-то произошло страшное? Нет. Однако в Египте в подъездах сидят так называемые консьержи. И им платят за то, чтобы они мыли машины. После «помощи» жены египтянину стали говорить: «У тебя все так плохо, что жена теперь подрабатывает?» И ему пришлось продать квартиру в этом доме и переехать из своего очень хорошего района в другой, потому что для него это было обидной ситуацией.

Развод выговариванием

Как разводятся мусульмане? Понятно, что если они зарегистрированы в ЗАГСе, то вопросы по разводу придётся решать в нём же, но этого недостаточно. Мужчина разводится путём выговаривания фраз. Нужно три раза чётко сказать: «Ты разведена», «Я с тобой развожусь» или «Ты не моя жена». Только после этого подают документы на развод.

Однако если мужчина дал жене окончательный развод, он не сможет на ней жениться снова, если они захотели после окончательного развода пожениться снова — она должна выйти замуж за другого и прожить с ним не один день.

«Надо понимать, что женщины более эмоциональны, и иногда могут преувеличивать. Ко мне нередко приходят супруги, которые намерены развестись, но после откровенного разговора 80% уходит за ручку. Там банально. Спрашиваю: „А в чём проблема?“ Жена отвечает: „Вот он назвал меня дурой“», — вспоминает Рубин.

По каким причинам женщина может потребовать от мужа развод?

  1. Если жене ненавистен, неприятен нрав её мужа (излишняя суровость, вспыльчивость, регулярное порицание даже за несущественное дело и т. п.).
  2. Если жене неприятен внешний вид своего мужа (внешний недостаток, изъяны во внутренних органах или органах чувств).
  3. Если у её мужа имеются недостатки либо упущения в религиозной сфере (муж оставляет молитву, пренебрегает коллективной молитвой либо постом в месяц Рамадан без уважительной причины и т. п.).
  4. Если муж не выполняет своих прямых супружеских обязанностей по отношению к жене: не обеспечивает пропитанием, одеждой или другими важными для неё вещами, хотя имеет на это все возможности.
  5. Если её муж не исполняет перед ней свои супружеские обязанности (половое бессилие, отсутствие влечения к жене).

Хоронят рядом с христианами

Мусульманские аллеи в Кузбассе располагаются, как правило, на муниципальных кладбищах. Мусульмане договариваются с властями, чтобы им выделили, например, отдельную аллею. Как правило, руководство кладбища всегда идёт навстречу.

Хоронят людей обычно в первые сутки (раньше тела возили на родину, но это долго, дорого и не соответствует канонам веры). Когда человек умирает, его привозят в мечеть, омывают (мужчины омывают мужчин, женщины — женщин), потом заворачивают в белый материал, саван.

«У нас не принято хоронить в гробах: мы выкапываем в могиле специальную нишу шириной в полметра, куда кладём усопшего и закладываем эту нишу кирпичами или досками. На похоронах принято вести себя спокойно, без громких слёз и истерик, поэтому женщин часто не берут», — поясняет Рубин Муниров.

В религии ислама прописывается, что допустимый камень-надгробие не должен превышать размера локтя. И на нем не должно быть портретов, только фамилия. Но окончательное решение принимают родственники: когда человек в горе приходит в ритуальную компанию, его проще уговорить на шикарный памятник, который сделают со скидкой, и вообще дополнительная картинка мечети стоит 15 рублей за сантиметр. Люди думают: «Ну да, чего отказываться? Ну папа же, разве не заслужил?»

«Мы говорим, что немножко по-другому должен мусульманин думать. Скорее, он должен молитвами вспоминать своего родного, а не возводить ему мемориалы», — считает имам.

У мусульман канонически нет 9 или 40 дней, как у христиан. Однако Мухаммад говорит: «Вы будете совершать те же поступки, что и христиане, и иудеи». Можно помянуть близкого в любой день и любую дату. Или раздать милостыню. Но тут возникает вопрос: кто из нас нуждается в милостыне? А если, например, человек, которому подали, пойдёт и на эти деньги купит бутылку пива?

Что готовят на праздник разговения (Ураза-байрам) и праздник жертвоприношения (Курбан-байрам)?
У мусульман нет канонического наполнения стола, все исходят из личных предпочтений. У кавказских народов обязательно на столе должно быть мясо. Вопрос заклания животного (то есть жертвоприношения) очень деликатный. Если люди живут в деревне, то могут себе позволить сходить на утреннюю праздничную молитву, прийти домой, зарезать барашка во дворе своего дома и приготовить его. В городах ситуация другая: там нужно заказать на ферме барана, заказать правильное заклание, привезти в город мясо и приготовить.