Секрет неподдельных эмоций. «Алые паруса» вернулись на театральную сцену

Судьбоносное предсказание волшебника. © / Александра Бондаренко / Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва

В этом году повести Александра Грина «Алые паруса» исполняется 100 лет, а на сцене Музыкального театра Кузбасса уже десять лет играют мюзикл Валерии Лесовской по мотивам этого произведения. Летом после двухлетнего перерыва спектакль вернулся на сцену в восстановленном варианте. В чём секрет неизменного успеха, мы выяснили у исполнителей ролей главных героев - Константина Круглова (Артура Грея) и Кристины Соболевой (Ассоль).

   
   

Этот мюзикл, наряду с двумя другими: экспериментальным спектаклем по музыке Микаэля Таривердиева «Ожидание» и легендарным мюзиклом Кима Брейтбурга «Дубровский», - был предсавлен театром на первом международном театральном фестивале-форуме «Сверкающие грани театра», который длился 50 дней в Кузбассе.

После спектаклей, представленных на фестивале, состоялось открытое обсуждение, на котором присутствовали заинтересованные зрители и приглашённые критики Елена Лащенко, Надежда Кузякова и Ольга Кораблина. «Алые паруса» получили высокие похвалы. Эксперты отметили здоровую нравственную атмосферу мюзикла, воспитательные цели и неподдельные эмоции зрителей.

Взгляд Грея

Светлана Пушненкова, kuzbass.aif.ru: Константин, как вы думаете, насколько важно в искусстве обращаться к таким произведениям как «Алые паруса»? Почему оно никогда не потеряет своей актуальности?

Константин Круглов: Важно и даже необходимо! Потому что такие моральные и духовные принципы, как верность, доброта, прощение, вовремя сказанное доброе слово в поддержку, создают и воспитывают высокодуховную личность. Даже если в малой степени подражать персонажам этой повести, то сможет сформироваться неплохой человек.

Особенно это важно в юном возрасте. Эти истины формируют душу человека. Об этом говорит Артур Грей. Вот и сейчас, в такое неспокойное время, спектакль жизненно необходим. Ведь он наполнен добротой и любовью, а главное – в нём побеждает жизнь и сбываются мечты.

Ария "Кто ты" в исполнении Константина Круглова. Фото: Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва/ Александра Бондаренко

– Как отметили на обсуждении спектакля критики, музыкальный театр призван вызывать эмоции у людей. Хотя они бывают разные. Что испытываете вы и как сами чувствуете себя после этого спектакля?

   
   

– Что касается эмоций в спектакле, то считаю, что все они положительные. Отрицательных персонажей в постановке немного. Поэтому здесь 99% исключительно светлого настроения. Даже какие-то печальные действия всё равно несут в себе добрую энергетику. И, естественно, когда играешь такой спектакль, ты тоже наполняешься этой силой.

Есть моменты в работе актёра над ролью, когда он играет отрицательного персонажа, то нужно в какой-то степени стать им самим. Эта негативная энергетика и характер тоже частично присутствуют в артисте. А когда ты играешь исключительно положительного героя, испытываешь соответствующие эмоции и благородные чувства, то они, пусть даже искусственно созданные на сцене, остаются в тебе после спектакля.

– Если вспомнить работу над созданием образа Грея в 2012 и в 2022 году, то спустя десять лет, как поменялось ваше отношение к персонажу?

– Отношение к Артуру Грею стало более глубоким и осознанным. Он стал для меня более мудрым и взрослым. Тогда как в начале постановки спектакля, я, как актёр, не имел того жизненного опыта, а значит пережитых чувств было недостаточно на тот момент. А спустя десять лет понимаешь своего персонажа больше и передать его стремление изменить и улучшить мир стало гораздо легче.

– Есть ли в спектакле такие моменты, которые наиболее точно и полно характеризуют вашего героя? Что вам кажется наиболее важным в этом образе?

– Конечно же это монолог Грея, который полностью характеризует героя как благородного человека, способного любить, творить добро. Можно даже процитировать отрывок, который говорит сам за себя: «Это истина состоит в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Если для человека важнее всего дражайший пятак, легко ему дать этот пятак, но, когда душа жаждет чуда, сделай это чудо, новая душа будет у тебя и новая у него. Есть ещё немало чудес: улыбка, вовремя сказанное доброе слово, прощение. Владеть этим, значит владеть всем».

Какое счастье, что в нашей профессии нет итога, нет кульминационной точки в работе над ролью. Ни один спектакль не может быть похож на другой.

В первом действии спектакля у моего героя есть ария, которую я очень люблю, там такие строчки: «Секрет простой: добро твори, и чести путь ты выбирай. Добро твори! Огнём любви всегда гори, И для себя откроешь рай. Добро твори!» Монолог Грея и ария «Добро твори» несут одну и ту же смысловую нагрузку. По сути, эта мысль является самой главной для моего героя.

– За десять лет у вас были разные партнёрши, которые исполняли роль Ассоль. С кем из них работалось интереснее, легче, приятнее?

– Все актрисы по-своему хороши. Кто-то больше эмоционален, кто-то интересен внешне, кто-то актёрски, а кто-то более музыкален. В Кристине Соболевой, с которой мы играли спектакль 16 октября на фестивале, сочетаются все эти качества, необходимые для идеальной Ассоль. Плюс ко всему, Кристина обладает кристально чистой душой и огромным сердцем, а это немаловажно для такого персонажа как Ассоль.

– Наверное, с разными актрисами ваш Грей как-то меняется? Какой он с Ассоль – Кристиной?

– Идеальный (смеётся). Честно говоря, в спектакле у нас мало общих сцен, только в начале (в лесу) и в конце, когда Грей встречает Ассоль. Вот тогда-то и появляются эмоции: трепет, волнение, восторг, неуверенность в том, что она узнает его. Дикое желание любить и ожидание ответного чувства. Всё это я испытываю с Кристиной в полной мере, когда вижу её горящие глаза.

– Скажите, мюзикл ассоциируется у вас с какими-то особыми событиями в жизни или, может быть, мистическими случаями?

– Мистических случаев не было, а Божественные были. Летом 2012 года мне посчастливилось побывать в Киеве, в храме с чудотворной иконой Богородицы, и тогда я попросил о роли, которая бы изменила меня в профессиональном плане и дала бы рост карьеры в музыкальном театре. Осенью того же года началась постановка спектакля «Алые паруса» и мне досталась роль всей моей жизни.

Но ведь Божественный промысел не всегда бывает радостным и счастливым?

– Не соглашусь. Божий промысел всегда радостен и имеет счастливый финал, пусть и через муки и тяжёлые испытания. Главное, не свернуть с пути и верить.

По итогам фестиваля вас наградили дипломом за лучшую актёрскую работу над ролью Артура Грея в спектакле «Алые паруса». Каково ваше отношение к наградам в целом? Много у вас их было за время работы в театре?

– Наград было не мало, но я рад, что проделанную работу могут по достоинству оценить не только зрители. Хотя для меня самое главное, когда именно они меня принимают и я чувствую их энергетику, а награды важны как стимул для дальнейшей деятельности. Приятно, когда тебя отмечают как артиста, который честно выполняет свою работу.

Взгляд Ассоль

Светлана Пушненкова, kuzbass.aif.ru: Кристина, как вы оцениваете свою работу над образом Ассоль в 2012 и в 2022 году? Что изменилось в вас спустя десять лет?

Кристина Соболева: В год постановки «Алых парусов», будучи студенткой третьего курса специальности «Артист музыкального театра», я была, можно сказать, «начинающей вокалисткой», не более. Драматическая сторона Музыкального театра ещё не увлекла меня, мне очень нравилось петь. Выполняла установки режиссёра насколько могла, насколько хватало умения. Но была очень вдохновлена музыкой мюзикла.

Песни и дуэты как-то удачно легли на мои певческие данные, поэтому с упоением разучивала их. Думаю, это очень выручало создаваемый мной образ. Именно во время исполнения песен он был ярче и точнее. Драматические моменты звучали неуверенно. Сложный, прямо скажем, не театральный слог либретто, текст, взятый из самого произведения Грина, никак не поддавался мне, не получалось присвоить его. Только позднее, через год или два, с опытом работы в театре пришло понимание, осознание и искренность.

Трепетные отношения героев повести на сцене театра. Фото: Музыкальный театр Кузбасса им. А. Боброва/ Александра Бондаренко

– Как отреагировали ваши педагоги на то, что вам досталась такая интересная и в то же время непростая задача? Ведь вы учились у людей, которые работали в драматическом театре многие годы, у Виктора Васильевича Мирошниченко, например.

– Думаю, что Виктор Васильевич Мирошниченко был одним из тех, кто и «сыграл роль» в нашем со Славой назначении на роли в этот мюзикл. Именно он «дал добро» и убедил нас, что мы справимся. Ведь работа в театре отнимала время у нас, студентов третьего курса. А Виктор Васильевич верил в нас, поддерживал, помогал в работе над образом. За что ему огромная, бесконечная благодарность.

Можете ли вы вспомнить какие-то особенно запоминающиеся эпизоды репетиционного процесса или из вашей личной жизни, связанные с ролью в Алых парусах?

– Для меня, конечно, время постановки мюзикла связано с дружбой с моим будущим мужем Вячеславом Соболевым, который исполнял роль Грея. Это очень трепетный, романтичный период нашей жизни. Я с большой теплотой вспоминаю это студенческое время.

– То есть этот спектакль можно назвать судьбоносным для вас обоих? Наверное, он позволил вам ещё более сблизиться и стать родными людьми?

– Не могу сказать, что именно спектакль нас сблизил и был судьбоносным. Скорее совместная учёба, ну и работа. Мы учились на одном курсе и почти всё время проводили вместе, то в институте, то в театре.

– Какие сцены и арии в спектакле кажутся вам наиболее сильными, удачными, может быть есть особо любимые моменты в спектакле?

– Одна из любимых сцен в спектакле, когда Грей надевает кольцо спящей Ассоль, и звучит прекрасная ария «Кто ты, пришла ко мне откуда» в исполнении Константина Круглова или Вячеслава Соболева.

Очень люблю сцену пробуждения, когда Ассоль обнаруживает у себя на пальце кольцо, оставленное Греем. Ария «Скоро что-то должно случиться» - это кульминация моей роли, героиню переполняют самые яркие чувства. То, во что она верила так долго, начинает сбываться.

Такие моральные и духовные принципы, как верность, доброта, прощение, вовремя сказанное доброе слово в поддержку, создают и воспитывают высокодуховную личность. Даже если в малой степени подражать персонажам этой повести, то сможет сформироваться неплохой человек.

И, конечно, финальная сцена встречи Грея и Ассоль. Признаюсь, в ней у меня всегда «бегают мурашки», чему всегда удивляется мой муж, когда мы с ним работаем. Это очень трепетная сцена.

– Расскажите об эмоциях до и после спектакля. Что вы обычно чувствуете?

– Настраиваясь на спектакль, меня охватывают особые эмоции и чувства. Вновь и вновь рисую в голове её образ, жизнь в Каперне, лёгкость и уверенность, детскость и мудрость. И кажется, что мне доверено «прикоснуться» к чему-то неземному. Так представляется Ассоль.

А после спектакля эмоции чаще всего не связаны именно с образом героини. Когда остаёшься наедине с собой, по пути домой, в голове прокручиваешь моменты роли, какие   получились удачнее, а какие менее, и почему. В работе я «самоед», редко бываю довольна собой после спектакля. Но какое счастье, что в нашей профессии нет итога, нет кульминационной точки в работе над ролью. Ни один спектакль не может быть похож на другой.

Саму работу в театре воспринимаю, как большую удачу, большое счастье в моей жизни и большую честь! Восхищаюсь своими партнёрами, каждым по-своему! Подготовка к спектаклю для меня всегда очень волнительна, а к «Алым парусам» вдвойне, потому что это мой первый спектакль. Каждый раз возвращаюсь ощущениями в те предпремьерные дни.

– Есть ли у вас театральная мечта, о которой могли бы рассказать?

– Хотелось бы работать в музыкальных спектаклях или мюзиклах на сюжеты русских классиков. В одном из столичных городов идёт такой проект, рок-опера «Карамазовы» по роману Фёдора Достоевского. Мне кажется, это крайне интересно. Очень меня привлекает драматический сюжет, где звучат вопросы смысла жизни, духовности, нравственности.