На сцене Театра драмы Кузбасса им. А. В. Луначарского в репертуаре нового сезона появился необычный спектакль. В Кемерове поставили мюзикл по известному роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой телёнок». Романтика 30-х годов ХХ века заиграла новыми музыкальными красками.
Режиссёр мюзикла Михаил Сабелев поделился с корреспондентом kuzbass.aif.ru, почему выбрал это произведение.
Для музыки не важен театр
Инна Лапина, kuzbass.aif.ru: Михаил, почему у вас, актёра музыкального театра, появилось решение поставить мюзикл в театре драмы?
-Легко ли ставить музыкальный спектакль с актёрами, которые не поют?
- Знаете, они тоже сначала сказали: «Мы не умеем петь». Но, чтобы в мюзикле петь, не надо уметь петь, допустим, как в оперетте, надо просто понимать музыку, нужно попадать в ноты. А они в ноты попадать умеют, да и поют они. Актёры же устраивают различные квартирники и другие мероприятия, где исполняют песни. Короче, поют они! И мне тогда кажется, что нет никакой разницы: если вы поёте просто так или в каких-то постановках, значит, и в спектакле сможете петь. А спектакль – это в любом случае музыкальная история, потому что редко, когда драматический спектакль обходится вообще без музыки, такого практически не бывает. И человеческий голос – это тоже музыкальный инструмент.
- Получается, что тогда не важен жанр спектакля для театра?
- Да. Если вспомнить историю театра, то он же зародился прежде всего как музыкальный, например «Птицы» Аристофана и прочие древнегреческие спектакли были с музыкой и песнями, как и сейчас. По сути, мюзикл – это одна из форм спектакля, с такой же драматургией. Вообще, на мой взгляд, надо делить спектакли по жанрам для каких-то научных и теоретических работ, потому что это даёт больше понимания о способах существования на сцене. В мюзикле, в музыкальном театре – чуть более условное деление, да и вообще в театре.
Некоторые ошибочно думают, что драматический театр – это реализм и натурализм. Но это не так, потому что сценическое время сжато, допустим проходит месяц за несколько минут. Мы же на сцене видим только основные события.
Характер людей вне времени
- Почему для мюзикла выбрали именно «Золотого телёнка»?
- На мой взгляд, это произведение отражает современное время, когда, с одной стороны, очень многое меняется и становится доступным, а с другой стороны, появляются новые запреты и обстоятельства, не позволяющие полностью реализоваться. Несмотря на то, что роман написан в середине 30-х годов ХХ века, сюжет очень хорошо ложится на современность. По большому счёту, история о том, что Остап Бендер получает миллион и не может его никуда потратить, - это и про нашу жизнь сейчас. Конечно, не всё абсолютно так, многое изменилось: средства коммуникации, появился интернет, но суть жизни осталась такой же и люди остались такими же.
- В последние годы принято брать какое-либо произведение XIX – начала XX века и переносить его в современность. Почему вы не пошли по этому пути, сохранив реалии и дух того времени, которое отражено в романе?
- Мы решили сохранить эпоху в деталях, в том числе и в костюмах. У нас над спектаклем работала очень хороший художник по костюмам Людмила Гаинцева. Насколько было возможно, мы воссоздали время. Сложности некоторые были с декорациями, потому что много мест действия, и мы думали, как сделать, чтобы не было реалистической смены, потому что это было бы очень дорого: если строить комнату с подробностями, то это самое дорогое, что может быть в театре. Поэтому мы нашли другое решение.
Вообще считаю, что осовременивать можно очень аккуратно, и нужно найти какое-то однозначное решение, почему спектакль осовременивают. Взаимоотношения между людьми не меняются, как раньше люди ревновали, любили, завидовали, так и сейчас, меняются только декорации. Безусловно, эпоха накладывает свой отпечаток, но в этом есть свой шарм. Если спектакль переносить на современную почву, то этот шарм может утратиться, испариться.
Возможно, не каждый современный зритель может понять почему одна из героинь «Золотого телёнка» Варвара говорит своему мужу Васисуалию, от которого уходит: «Как тебе не стыдно! На втором году пятилетки!» На мой взгляд, это добавляет юмора. И хотелось бы, чтобы зритель его считывал. Конечно, что-то может не сработать. Многое будет зависеть от зрителя, но, надеюсь, что ирония будет прочитана нашей публикой.
Необычное решение
- Кто писал музыку и либретто к мюзиклу?
- Музыку к спектаклю написал композитор Егор Шашин. Он пишет очень интересные вещи. И его музыка совпала с музыкой 30-х годов ХХ века -мотивы регтаймов и фокстротов. В общем, в его музыке отражено зарождение советского джаза. С музыкальным руководителем спектакля Иваном Пестовым мы подумали над тем, какие будут задействованы инструменты. Мы подобрали оркестр: ударная установка, клавши, бас-гитара и три духовых инструмента.
Пришлось переложить партитуру, которая была рассчитана на большой оркестр. Но мне кажется, что здесь и не нужен большой оркестр. Возможно, с точки зрения звука он был бы лучше. Но, по нашему замыслу, это небольшой оркестр красноармейцев, который сидит, допустим, в парке и играет. Это тоже создаёт атмосферу времени, когда в парках играла живая музыка, люди гуляли и танцевали. Оркестр здесь тоже неотъемлемая часть спектакля, можно сказать, ещё один герой времени.
Тексты к мюзиклу написал либреттист Евгений Муравьёв. У него была сложная задача, чтобы тексты работали на ситуацию. Как часто бывает в мюзиклах, которые создаются на основе прозаических произведений, музыкальные номера дают полную характеристику разворачивающейся ситуации и дают понять внутреннюю жизнь героя, что с ним происходит в определённый момент, эмоциональную составляющую.
Вообще этот материал, который мы взяли, - это высокая ирония, и музыка может дать её понимание. На мой взгляд, музыка играет большую роль при любой постановке произведений Ильи Ильфа и Евгения Петрова, без неё они, пожалуй, были бы несколько пресными.
Если посмотреть на режиссёрские решения в кинофильмах, то это же тоже музыкальные истории. Великие мастера пришли к тому, что без музыки образ Остапа невозможно передать. Она подчёркивает некоторую его фантастичность, нереальность.
- Михаил, а почему в вашей постановке такой неожиданный финал, можно сказать неканонический?
- Я, когда готовился к постановке, изучал материал и обнаружил, что у Ильфа и Петрова было написано два финала. Авторы романа потом оставили только один, где Остапа Бендера на границе обворовали, и он остался ни с чем, с разбитой мечтой. Но был и другой финал. И мы решили взять именно его. В конце нашего мюзикла Остап женится на Зосе.
Мне кажется, что такой финал, с одной стороны, лиричнее, а с другой – драматичнее. Наш герой мучительно выбирает между деньгами и простым человеческим счастьем. И вообще ситуация выбора всегда интереснее, по-новому открывает характер героя, делает его многогранным, создаёт интригу. Это такой новый взгляд на Остапа Бендера, который может оказаться не только ловким мошенником и плутом, но и по-настоящему влюблённым, по сути, земным мужчиной. Надеюсь, что нам удалось отразить всю внутреннюю драму этого момента выбора. И музыка, безусловно, здесь играла ключевую роль.