Настоятель храма Архангела Михаила в г. Кемерово протоиерей Даниил Голоднов рассуждает, какой грех в современном мире самый коварный и самый страшный. По его мнению, страшных грехов много, но преобладает один.
У всех своя страсть
Как напоминает настоятель Даниил Голоднов, самый страшный грех, конечно, — это самоубийство, потому что он ставит точку на твоём бытии и существовании.
Также Церковь нас учит тому, что самый страшный грех, страсть, — это гордыня. Однако нельзя путать гордыню с тщеславием. Тщеславие — это когда человеку очень важно, что о нём думают. А когда ему плевать на мнение других и он уверен, что итак самый лучший, это называется гордыней.
«Гордыня очень приятна всегда. Мы почему любим осуждать соседей? Вот у них там кто-то не так сделано, вот у них дети не такие, вот они сами себя не так ведут, а мы-то лучше, мы-то не такие. Гордыня — очень страшная вещь», — говорит протоиерей.
Всего в православии есть восемь греховных страстей (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость — Ред.).
«Суть в том, что люди, приходя на исповедь, как правило, каются в одном и том же. Мы все всегда каемся в одних и тех же грехах, потому что у нас у всех есть какая-то своя страсть», — продолжает священник.
Если эту страсть кормить, холить и лелеять, то с каждым разом она будет всё больше просить еды.
Без осуждения и со смирением
«Сейчас в наше время, наверное, самым царствующим, самым всепоглощающим и самым всеразрушающим семьи является грех прелюбодеяния. Ведь грех блуда больше всего бьёт по маленьким детям, по счастью, по детству наших детей. Вам любой психолог скажет, что все проблемы начинаются с детства, а блуд начинается с родителей. У них шатается внутрисемейная жизнь, у нас единицы сохраняют браки», — считает Даниил Голоднов.
Священник сравнивает блуд с наркоманией и вспоминает, как в юности к нему на исповедь пришёл 35-летний мужчина. Он плакал горькими слезами, говорил, что любит свою красавицу-жену, но не может ничего поделать с блудными мыслями и сходит от них с ума.
«95 лет человеку, в чём душа держится, он не мог сам в туалет ходить. К нему приходит медсестра лет сорока, носит из-под него судно, а мужчину, когда её видит, начинает мелко бить дрожь от блудной страсти и слюни текут. Это видеть ужасно, человек ведь уже сейчас в аду. Такое происходит постепенно», — вспоминает ещё один случай из дома престарелых настоятель.
Мотивацией к блуду может быть гордость: мол, там меня будут любить и ценить, а здесь не воздают должного. Протоиерей считает, что лучшая борьба со страстью блуда — это смирение. Когда ты смиряешься, то принимаешь картину мира такой, какая она есть, без лишних иллюзий, адекватно оценивая все обстоятельства. Значит, не пытаешься компенсировать свою пустоту за счёт внешних связей.
«Когда ты только начинаешь кого-то осуждать, над кем-то превозноситься, то тогда Бога на тебя отступает, и ты беззащитный, голый. Без благодати Божьей мы не можем по-настоящему бороться своими страстями. А благодать Божья сразу теряется, когда человек считает себя лучше других», — заключает Даниил Голоднов.