Илзе Лиепа: Танец - наше национальное достояние

Подстрочное название нашего проекта «Культура – детям». © / Елена Пушкина / Благотворительный фонд Илзе Лиепа

В Кемерове прошла при поддержке Министерства культуры РФ Национальная премия детского и юношеского танца «Весна священная», учредителем которой является Благотворительный фонд под руководством народной артистки России, лауреата Государственной премии, лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска» Илзе Лиепа. С ней корреспондент «АиФ в Кузбассе» поговорил о конкурсе, будущем русского балета и детях в танце.

   
   

Весна священная

Инна Лапина,  «АиФ в Кузбассе»: Илзе Марисовна, расскажите, пожалуйста, о Национальной премии. Для чего она проводится?

Илзе Лиепа: Подстрочное название нашего проекта «Культура – детям». Сегодня Национальная премия детского и юношеского танца «Весна священная» становится главным событием молодёжного танцевального сообщества страны. Это многоуровневый проект, который включает в себя смотры-конкурсы танцевальных коллективов по всей стране; образовательные семинары, творческие встречи, мастер-классы для педагогов; уникальные музыкально-драматические гала-спектакли.

Важность проекта - это нахождение оригинальной хореографической лексики. Основная его идея, чтобы внутри рождался национальный российский хореографический язык.

- Отличаются ли региональные коллективы от столичных, где больше возможностей для ребят?

- В регионах много интересных коллективов и идей, которые воплощаются в танце. Они намного богаче, интересней и самобытнее, чем столица. Возможно, секрет творческого открытия в большей замкнутости и возможности стать единой командой, без чего не может случиться творческой мысли и искры. Поэтому столичным коллективам стоит обратить внимание на опыт регионов в творческом развитии.

Танец - это увлечение молодости. Фото: Благотворительный фонд Илзе Лиепа/ Елена Пушкина

- Программа премии предусматривает не только смотр, но и мастер-классы. С какой целью вы проводите такую работу?

   
   

- Мы общаемся, разговариваем с ребятами и руководителями коллективов. И это в первую очередь важно для нашей команды. Наша команда поставила задачу улучшить, усовершенствовать, развить пространство молодёжного танца. А что может быть лучше, когда тебя воспитывают без назидательности, когда само творчество формирует личность. От ребят такая энергетика, они так заряжены танцем!

Ещё одна цель проекта – популяризировать танец как увлечение молодости. Это такой заряд, движение, обмен, возможность путешествовать, открывать для себя новое!

Кемерово как культурная столица

- Почему для проведения конкурса был выбран город Кемерово?

- Кемерово готовится стать культурной столицей Кузбасса, и это очень большая ответственность. Я думаю, что наш проект уже формирует интерес к творчеству в разных его аспектах, к танцевальному творчеству. И нас поддержал губернатор Кузбасса Сергей Цивилев и его супруга, Анна Цивилева.

- Да, в Кемерове формируется культурный кластер, в том числе планируется открыть филиал Мариинского театра. Насколько сложно с нуля формировать балетные традиции, учитывая, что наш регион не имеет балетной истории?

- Это безумно сложный процесс. Театральное пространство нуждается во времени. Это как секрет хорошего газона, который нужно взращивать годами. Так и с оперно-балетным театром. Нужно время и традиции. Но самый главный секрет в том, чтобы появились талантливые личности, которые будут стоять во главе оперы, балета, театра в целом. Тогда ваш парус поднимется, и очень быстро вы увидите результаты.

В регионах много интересных коллективов и идей, которые воплощаются в танце. Они намного богаче, интересней и самобытнее, чем столица.

Хочу сказать, что в начале ХХ века русское искусство стало флагманом инноваций на балетной сцене, когда Сергей Дягилев привёз свою труппу в Париж. Впоследствии после революции русские артисты стали у истоков балета в США и Японии. И хорошо, если у вас появятся такие же люди.

Будущее русского балета

- Каковы перспективы современного русского балета? Как скажется внешнее ограничение на балете?

- Та ситуация, которую мы сейчас переживаем, будет способствовать только расцвету творчества во всех его проявлениях. Сейчас особенно нужны театры нашей стране. По-моему, всё промыслительно и оптимистично. И балет будет как раз развиваться без оглядки на западную культуру. У нас богатые традиции. Сейчас есть шанс создать собственный современный хореографический язык. А что касается классики, то наш балет непревзойдённый.

В нашей стране самобытный язык танца. Фото: Благотворительный фонд Илзе Лиепа/ Елена Пушкина

- Балет - очень сложный и травматичный вид искусства. Как мотивировать родителям своих детей на занятия балетом?

- Мне кажется, что это очень хорошее образование, которое связано не только с музыкой и с красотой. Внутри это работа, это преодоление и необходимость научиться трудиться. Эта закалка может пригодиться везде.

- То есть необязательно становится танцорами в будущем, а использовать опыт для формирования внутреннего стержня и характера?

- Вы знаете, это очень интересная профессия. Как нам с братом говорил наш отец: «Если вы постараетесь, то у вас может быть такая интересная жизнь!»

Действительно, жизнь интересная, особенно когда ты постигаешь профессию, и она тебе открывается и отвечает. У нас с Андрисом была очень интересная жизнь в профессии. И сейчас она продолжается в других ипостасях. Мой брат возглавляет балет в Узбекистане. Я возглавляю фонд и развиваю молодёжный танец.

- Какие ещё проекты реализует ваш фонд?

- Мы создаём проекты для молодёжи, и это культурные проекты. Один из них «Кадетский бал», где мы возрождаем традиции церемониальных русских кадетских балов. Седьмой сезон мы сотрудничаем с Первым Московским кадетским корпусом. И, оглядываясь назад, уже видим, какие результаты он приносит, как влияет на молодёжь, как помогает выстраивать правильное общение между молодыми людьми и девочками. Например, в традициях бала юноши дарят первые цветы девочкам. И это формирует понимание, что так и должно быть, и они понимают, в какую сторону развиваться. И этим детям не придёт в голову, что может быть «родитель 1» и «родитель 2». Это всё очень ценно.

«Если вы постараетесь, то у вас может быть такая интересная жизнь!»

Каждый такой бал всегда имеет высокое посвящение знаменательной дате или выдающемуся деятелю. Например, в этом году посвящение было русским адмиралам. Ребята сами готовились и рассказывали о них, и танцы были посвящены каждому выдающемуся адмиралу. Проект получился трогательный и звенящий.