Как 300 лет назад. Кузбассовцы проплыли на струге по Томи

Кандидатов было много, после отбора осталось всего шестеро. © / министерство культуры Кузбасса

В 2021 году исполняется 300 лет не только Кузбассу, но и первой научной экспедиции по изучению Сибири. В честь этого события шестеро добровольцев отправились вверх по течению Томи на струге «Орёл». Путь длиной 500 км они прошли за десять дней. Как прошло путешествие, выяснил корреспондент «АиФ в Кузбассе».

   
   

Из Томска в Новокузнецк

Попасть в проект-реконструкцию «300 лет открытий» было непросто. Отбор участников шёл несколько месяцев, заявки подали 32 кандидата из разных регионов Сибири. В итоге осталось пятеро мужчин и одна женщина - все из Кузбасса. 20 мая организаторы посадили их в струг - парусно-вёсельное судно, построенное кузбасскими мастерами по чертежам XVII в., выдали кафтаны, сапоги и сказали: «Гребите!» Однако мало-мальски разбирающийся в лодках и сплавах человек понимает: проходить новичкам по большой воде против течения по 50 км в день да ещё останавливаться на испытания, экскурсии, мастерклассы - это нереально.

В ежедневных теледневниках наблюдательные зрители заметили, что судно практически всегда сопровождает катер МЧС, который, скорее всего, и буксирует лодку, когда камеры выключены. На критические замечания в соцсетях директор музея-заповедника «Томская Писаница» Алексей Стоянов ответил: «Мы никогда не врали, что идём только с помощью физической силы. Мы идём этим маршрутом, используя судно. Мы стараемся попробовать, каково это - путешествовать, исследовать территорию в ту эпоху. Да, мы иногда шли на моторе, это элементарно вопрос безопасности».

«Жалованье» победителю

Проект, поначалу похожий на увеселительную экскурсию, оказался не всем по плечу. Уже на исходе первого дня кемеровчанка Алеся Кадакина взмолилась: «Руки стёрла, ноги гудят. Хочу домой, к детям!» Мужчины отпустили даму, а наутро организаторы привезли из Мысков вторую участницу - Элладу Кострикину. Остальные добровольцы оказались крепче и браво проходили испытания: возводили юрту, седлали лошадей, стреляли из луков и ружей. Соревновались в силе, ловкости, меткости, как подобает служилым людям трёхвековой давности. Как отважные покорители Сибири, они ночевали на воде под открытым небом, готовили еду на костре и добывали себе пищу. По признанию многих, в эти дни они по-настоящему оторвались от реальности и повседневных забот.

На вёслах ходить непросто, особенно новичкам. Фото: министерство культуры Кузбасса

Впрочем, не только испытания были на пути. Участники экспедиции останавливались в исторических местах, связанных с освоением Кузбасса. Так что были и образовательные моменты: по пути экскурсоводы рассказывали об истории края, устраивали мастер-классы - как играть на деревянных ложках, как обращаться с оружием или мастерить ловушки для зверья. Да и вообще на остановках было весело: путешественников встречали местные жители, ряженые в исторические костюмы, с хлебом-солью и песнями-играми.

Маршрут был так удачно выстроен, что по пути экипаж струга посетил фестивали казачьей культуры «Кузнецкая вольница» и «Колба-фест» и даже пересёкся с участницами международного женского форума. Но, пожалуй, самой трогательной стала встреча «казаков» с родными во время остановки в Кемерове. 29 мая участники экспедиции добрались до финиша - Кузнецкой крепости в Новокузнецке. Там, как положено по формату реалити-шоу, выбрали победителя. Им стал инженер-механик из Кемерова Константин Бережной. За победу и «службу» ему вручили «жалованье» - 40 тыс. руб. Приз зрительских симпатий в онлайн-голосовании получил кемеровский газоспасатель Вячеслав Агафонов.

Почему долго плыл

Немецкий учёный Даниил Готлиб Мессершмидт плыл до Кузнецка из Томска 26 дней. А наши современники управились за десять. Почему Мессершмидт так долго плыл? Не все знают, что изначальной целью экспедиции были «изыскания всяких раритетов и аптекарских вещей; трав, цветков, корений, семян и прочих статей в лекарственные составы». Но потом учёный понял, что работы тут гораздо больше. И начал изучать климат, минералы, местных животных и растения, проводить археологические раскопки. «Собранные материалы просто впечатляют! Он проводил научные исследования по зоологии, ботанике, географии, этнографии, истории и минералогии, - рассказывает историк Иван Осипов. - Именно он был первым, кто не разграблял археологические памятники и не искал сокровища, что было крайне популярным в те годы. Он собирал их - из камня, керамики, бронзы, меди, золота, а потом ещё и описывал. Его работы легли в основу планомерного систематического и научного изучения Сибири на протяжении последующих 200, а то и 300 лет. Результаты его работы продолжают изучать и сегодня. Их анализировали десятки лучших учёных.»

Кстати
Мессершмидт нашёл в Кузбассе не только уголь, но и «Томскую Писаницу». Он увидел этот комплекс вечером 15 июля 1721 г., отправившись вверх по Томи вместе со своими спутниками на трёх стругах. «Томская Писаница» известна с 1630 г. и является первым летописным петроглифическим комплексом, открытым в Северной Евразии.

Чтобы понять масштаб работы, обратимся к коллекциям Мессершмидта, которые поступили в Кунсткамеру в 1729 году. К примеру, животных он разделил на девять классов, а все описания давал на латыни, по-русски, по-немецки, по-английски, на тангутском и монгольском языках. Собранные минералы распределил на шесть классов: вода, земля, сера, соль, металлы, камни. Найденные на раскопках вещи не только описывал, но и указывал в дневнике, где и при каких обстоятельствах, на какой глубине они находились. И делал всё это практически один! Конечно, команда у него была: двое слуг да два солдата. Чуть позже в Тобольске он встретил несколько пленных шведских офицеров, которые к тому времени уже обрусели. Двое из них стали его первыми помощниками.

Для участников организовали настоящее русское застолье. Фото: министерство культуры Кузбасса

Вулкан в Кузнецке

5 июля 1721 года рано утром лодки отправились от Томской пристани вверх по реке Томи. Экспедиции предстояло преодолеть 520 км.

   
   

«В пути учёный продолжил сборы растений, образцов горных пород и минералов. Проезжал он и мимо места, где летом этого же года рудознатец Михайло Волков обнаружил каменный уголь. Через 26 дней экспедиция достигла Кузнецка. В городе Мессершмидт провёл 10 дней, а 9 августа покинул Кузнецк и на небольших татарских челноках отправился вверх по Томи до Балыксу. Отсюда на лошадях экспедиция продолжила путешествие по Сибири», - пишет Сергей Тивяков в сборнике «Мессершмидт в Кузбассе».

Что же делал у нас учёный? Приводил в порядок свои записи, дневники. А ещё, прослышав от местных жителей об «огнедышащей горе» недалеко от города, сразу же отправился осмотреть местную достопримечательность.

«У абинских татар имеется такое место, где по временам выделяется дым и пламя», - читаем в его дневнике. И в 20 верстах выше Кузнецка на правом берегу Томи он действительно обнаружил горящие пласты угля, однако по какой-то причине учёный принял это явление за... вулкан. Собрал там коллекцию горных пород и отправил образцы в Петербург. И даже не подозревал, что это были полезные ископаемые. Лишь 20 лет спустя Михаил Ломоносов напишет, что это был каменный уголь. Что интересно, остатки подземного пожара, который наблюдал Мессершмидт, можно увидеть и сегодня на правом берегу Томи, где в небольшом логу в двух километрах от устья реки выходят обнажённые породы. Как выяснили учёные, здесь горел пласт угля юрского периода, а в обожжённых породах встречаются отпечатки растительности того времени. А в нашем крае за местом, где вёл наблюдения учёный, закрепилось название «Огнедышащая гора Мессершмидта».