Кузбасс: начало. Как Южная Сибирь стала русской

120 000 человек жили в Кузбассе в середине XIX века. © / Из личного архива
Игорь Усков

Зачем пришли они на Кузнецкую землю, почему эта территория превратилась в колонию и как жили наши предки-крестьяне, рассказывает историк Игорь УСКОВ.

   
   

Бескровная колонизация

Игорь Юрьевич, зачем на эту землю вообще пришли русские?

– Это было связано с утверждением российской государственности в южной Сибири. На протяжении столетия Кузнецкий уезд (как стала называться эта территория по поставленному казаками в 1618 году Кузнецкому острогу) был пограничным, именно здесь проходила в то время граница России. Первый острог был поставлен на правом берегу, на территории Новокузнецка – сейчас там находится музей «Кузнецкая крепость». Конечно, деревянный первоначальный острог не сохранился, в 19 веке была построена каменная крепость, остатки которой можно увидеть и сегодня.

Итак, основная причина – это закрепление территории страны в верховьях реки Томи.

Во-вторых, русские пришли для того, чтобы собирать с проживавших здесь местных (шорцев, которых стали называть «кузнецкие люди», и телеутов) ясак – ежегодный налоговый сбор пушниной, прежде всего соболем. Всё это собирали воеводы. Они потом отправляли собранное в Москву для пополнения государевой казны.

Получается, пришлые «белые люди» обложили местное население налогом. А что в обмен?

– В обмен на ясак (кстати, он был не такой уж и большой – не больше двух соболиных шкур в год с охотника) воеводы обороняли и защищали эту территорию от притязаний со стороны других воинственных племён и стран, которыми был окружён Кузнецкий уезд. На юге существовали Ойротия, Джунгарское ханство (государство западных монголов), которые тоже претендовали на то, чтобы местное население платило им дань. С востока жили енисейские киргизы, а с юго-запада – телеутские князья. Поэтому так получилось, что местные жители, которые здесь поселились задолго до расширения Российского государства на восток, стали своего рода «двоеданцами»: кто-то платил русским, кто-то – не русским. В таких условиях служилые люди пытались как-то мирно сосуществовать, военные действия на спорной земле никому не были нужны.

   
   

Только в начале 18 века, когда (на месте современного Бийска) была поставлена Бикатунская крепость и границы отодвинулись до территории Алтая, Кузнецкий уезд открылся для вольного переселения – тогда-то и началась стихийная крестьянская колонизация. Военная угроза к тому времени отпала во многом за счёт того, что енисейские киргизы попали под дань к джунгарам, а среди джунгарских монголов, в свою очередь, начались междоусобицы и борьба за власть.

Плюс удалось договориться с телеутскими князьями, вовлечь их, так сказать, в мирное сосуществование с русскими в Кузнецком уезде. Т. о., в состав России постепенно вошли земли верхнего Приобья и Алтая, что важно, т. к. на этих территориях были богатые залежи полезных ископаемых, что и стало хорошей базой для строительства заводов и рудников и послужило в итоге превращению этой земли в промышленный край.

Игорь Юрьевич, вы сказали о мирной колонизации. А откуда сюда люди приходили? Зачем?

– Здесь преобладали служилые люди. Естественно, со временем, так сказать, род служилых разрастался, потомки их оставались здесь жить. Сначала их было 50 человек, а в конце столетия – уже около 200. Тем более что со временем для того, чтобы как-то привязать людей к одному месту жительства, правительство стало присылать сюда служилых с семьями. Кроме того, со второй половины 17 века пошла как раз та вольная колонизация, когда крестьяне шли с Урала, Поморья и Тобольского уезда в поисках свободной земли. Дети служилых и крестьян и составили основной генофонд кузбассовцев.

На грани жизни

А как так получилось, что к этому военно-крестьянскому генофонду прибавились заключённые?

Это такой сегодня распространённый шаблон, что в Сибирь якобы всегда ссылали. Да, ссылка была – и политическая, и уголовная, но ведь территория-то Кузбасса, именно Кузнецкого уезда, долгое время была закрыта для ссыльных, т. к. она входила в собственность Кабинета Его Императорского Величества, т. е. формально являлась собственностью правящей династии. Так что в Кузнецком уезде ссыльных не было. Другая ситуация сложилась на территории Мариинского уезда (Мариинск получил статус города в 1856 году). Первоначально там проживали чулымские татары. Из-за того что эта лесная зона была менее пригодна для земледелия (в отличие от степного Кузнецкого уезда), там долгое время не было русских деревень. Только когда московско-сухопутный тракт был проложен (во второй трети 18 века), вот тогда-то и стали появляться первые русские поселения. И вот там-то частенько поселялись и ссыльные.

Вообще, ссыльные составляли всего 8% от всего населения Западной Сибири. Правда, так уж сложилось, что Мариинский уезд стал своего рода рекордсменом – ссыльнопоселенцы составляли там 24% от всего населения этой территории, по данным на середину 19 века.

А статус ссыльной территории Сибирь получила уже во время сталинских репрессий. На территории Кузбасса было много лагерей, труд заключённых использовался на широком спектре производств, осуждённые стали дешёвой рабочей силой на создании индустриального щита страны.

– Откуда возник штамп, что Сибирь изначально была колонией?

Много для этого сделали областники - было такое движение в 19 веке. Для того чтобы обратить внимание правительства на нужды Сибири (на малозаселённость, на то, что отсюда всё в основном только вывозилось в европейскую часть), они и стали продвигать идею того, что Сибирь в целом и Кузнецкая земля в частности является всего лишь колонией, поставщиком продукции для остальной части России. По сути, всё, чего они добивались, – чтобы всё добываемое в Сибири здесь же и оставалось. Ратовали за развитие торговли и промышленности. Правда, им ещё то правительство приписало, что они якобы хотели отделить Сибирь в отдельное от России государство, но на самом деле никаких радикальных действий в этом направлении областники не предпринимали.

А как жилось тогда? Сытно, голодно, холодно? Мифы о богатстве Сибири, под действием которых сюда шли крестьяне, оказались правдой?

За право здесь жить крестьяне облагались отработочной рентой, трудовой повинностью: они должны были возделывать государеву пашню, чтобы не везти сюда хлеб из европейской части страны.

Кроме того, раз в год, как правило, в течение двух недель крестьяне должны были работать и на открывшихся заводах. Пешие работы – это рубка дров для предприятий, конные – перевозка руды. Плюс, естественно, ещё существовала подушная подать. Т. е. жизнь была не сахар. Но даже после выплаты всех налогов всё равно в деревне оставались определённые излишки. Крестьяне, в том числе, занимались и ремёслами, разведением скота – это стояло на втором месте после земледелия. Также подрабатывали извозами, ямщиками, плюс сами нанимались на заводы. А ещё большое развитие в 19 веке получило у нас пчеловодство.

Хотя крестьяне, надо сказать, в принципе везде и всегда в России жили трудно. Это был (и сейчас остаётся) такой мобилизационный тип развития, т. е. всегда на грани, можно сказать, существования. Но, тем не менее, жизнь шла. Как идёт и сейчас.

Кстати

- В 1721 году казачий сын Михайло Волков обнаружил на берегу реки Томь «горелую гору» - так стало ясно, что Кузнецкая земля полна угля.

- До 17 века основным продуктом питания русских был ржаной хлеб и каши - овсяная, гречневая, ячменная, пшеничная. Также из зерна делали квас, пиво и вино. Продукты животноводства и птицеводства стояли на втором месте после хлеба и другой растительной пищи.

- В начале 18 века Кузнецкий острог был после Томска самым южным пунктом освоения земель в Сибири. Статус города Кузнецк получил в 1622 году. В том же году Кузнецк получил свой первый герб, и Кузнецкая земля стала российской.

- Самой распространённой формой крестьянского землепользования в то время являлся захват, который основывался на трёх принципах обычного права: праве первого захвата «ничьей» земли, трудовом праве, праве давности. Ведущую роль играли первые два принципа, право давности имело второстепенное значение. Захватив земли, крестьянин считал себя их полным хозяином.