Логово Гришковца. Взгляд из закулисья неформального театра

Балкон в «Ложе» находится не в зрительном зале, как в других театрах, а над сценой. © / Из личного архива Вячеслава Втюрина

Кемеровский театр «Ложа» в 90-е годы называли сектой. За безбашенные акции, которые устраивали актёры – обычные студенты вузов. В театре работал бар, по субботам проводили дискотеки. А ещё там не было и нет до сих пор классической драматургии, все спектакли – результат фантазии «сектантов».

   
   

Корреспондент «АиФ в Кузбассе» вместе с командой проекта «Посторонним вход разрешён» побывал за кулисами неформального театра и узнал, почему по зрительному залу иногда гуляют призраки поваров, зачем актёрам понадобился велосипед и почему балкон находится не в зрительном зале, а над сценой. Гидом стал художественный руководитель и режиссёр театра Сергей Наседкин – один из первых актёров «Ложи». Пять фактов о закулисной жизни «секты 90-х» – в репортаже «АиФ».

Факт первый. Призраки поваров

Премьера первого спектакля – «Мы плывём» – состоялась 27 марта 1991 г. в кемеровском Доме художников. Но отношения с художниками не ладились, поэтому уже к лету актёрам пришлось съехать и искать новое помещение. Помог руководитель студклуба Кемеровского госуниверситета Игорь Мизгирёв и его коллега из политеха – Игорь Дедюля. Так «Ложа» оказалась в седьмом корпусе КузГТУ, в помещении бывшей столовой.

В нынешнем фойе раньше раздавали еду, а в зрительном зале располагался варочный цех. Актёры говорят, что там порой прогуливаются призраки поваров. Но они безобидные, поэтому зрителям бояться не нужно. «Когда к нам заходят иностранцы, часто отмечают, что у нас дорогой ремонт: из-за большого количества «антиквариата». Патефоны, ламповые телевизоры, телефоны и много другое нам приносили кемеровчане. Что-то до сих пор работает. Просто это давно не используют, а выкидывать жалко. И, я уверен, не нужно. Особенно, если есть, куда складывать», - говорит Сергей Наседкин. Поэтому в театре своя, особая, атмосфера.

Факт второй. Театр своими руками

«При оформлении театра мы шли не методом создания красоты, а методом избавления от лишнего. Вот самолётики на потолке, к примеру, повесили не просто так. Однажды наш корпус решили ремонтировать, поменять крышу. Вместо того, чтобы поделить её на сегменты и снимать поочерёдно, как это должно быть по технологии, смекалистые рабочие сразу сняли всё. Стояла жара. И тут же начались дожди. Иду как-то в театр, и вижу, как Гришковец ведром воду вычерпывает и выплёскивает из открытого окна. Над нами есть ещё один этаж, вода протекла и туда. В итоге потолок упал. Что смогли – спасли. Крышу кое-как починили, а оставшиеся на потолке дыры мы заделали самолётиками. Их нашли в гараже у знакомых», - рассказывает Сергей Наседкин.

Весь интерьер театра – дело рук первых актёров: Евгения Гришковца, Сергея Наседкина, Евгения Сытого. Барную стойку сами делали из кирпича, а столешницу – из лиственницы. Доску нашли в бане на даче Евгения Гришковца. «Они с отцом решили сделать в бане пол. Женя взял лопату и начал копать. Оказалось, глубоко под землёй был лиственный пол. Мы доски забрали, обстрогали, покрыли лаком. Лиственница не гниёт, поэтому сносу ей не будет», - вспоминает Сергей.

Факт третий. Балкон над сценой

Сцена в театре – уникальная. Она двухуровневая: балкон находится не в зрительном зале, а над сценой. Изначально это нужно было для масштабирования: чтобы актёры смотрелись гармонично, а не были маленькими фигурками. Первое время балкон никак не использовали.

   
   

«А потом решили, что этой «фишкой» нужно воспользоваться. Пробуравили там дыру, поэтому на нашей сцене можно наглядно сыграть посещение погреба. Такая сцена есть в нашем спектакле», - рассказывает режиссёр.

Факт четвёртый. Роман-газета, совы и «Процедура»

Гримёрка театра тоже похожа на музей. Один из шкафов заставлен бабинами с киноплёнкой. Их Гришковец с Наседкиным буквально спасли из мусорного бака. «Мы шли по улице и увидели рядом с мусоркой мешок, из которого выпало несколько бабин. «Серёга, я пока не знаю, зачем, но это надо», - сказал тогда Женя. Мы притащили мешок в театр», - вспоминает Сергей Наседкин.

Долго они стояли невостребованными. Уже после ухода Гришковца, в 1999 г., в театре решили провести кинофестиваль: оцифровали учебные кинофильмы, которые демонстрировались на кино-проекторе и переозвучили их на самостоятельно выбранные сюжеты. Фестиваль назывался «Процедура». Евгений Сытый даже выкрасил волосы в жёлтый цвет, он был Евгением Заграничным. Была даже драка за вручение призов.

В той же гримёрке на книжной полке большой архив «Роман-газеты». Журналы принёс Евгений Сытый. Очень неожиданно увидеть в театре чучела птиц. Оказывается, в 90-е годы друзья Евгения Гришковца, которые посещали «Ложу», думали, что у него всё есть. Хотелось актёра удивить, поэтому они дарили ему воронов и сов.

Факт пятый. Велопробег: Кемерово – Танай 

После субботних дискотек в театре скапливались пустые бутылки. Актёры их сдали и купили трёхколёсный велосипед. На нём Сергей Наседкин и Евгений Сытый совершили велопробег из Кемерова в Промышленновский район, на озеро Танай. Там шли археологические раскопки. «Это был велопробег в защиту памятников археологии», - рассказывает Сергей Наседкин, который на тот момент был студентом исторического факультета КемГУ.

На этом велосипеде актёры совершили велопробег из Кемерова в Промышленновский район. Фото: Из личного архива Вячеслава Втюрина

Прослужил велосипед не долго. По дороге у него отлетела педаль, поэтому его пришлось везти домой на буксире – привязали к двухколёсному отечественному велосипеду «Салют». При спуске с горок трёхколёсный обгонял «Салют», поэтому чудом все актёры остались невредимыми. О других акциях «Ложи» и о том, за что актёров не любили электрики, можно прочитать в материале «АиФ в Кузбассе».