«Оранжевый театр» - единственный в Новокузнецке частный. В пандемию ему пришлось нелегко, тем не менее его хорошо знают в родном городе, ведь актёры постоянно удивляют чем-то новым. О том, интересен ли театр горожанам, чем привлечь современных зрителей и можно ли заработать на этом, корреспонденту «АиФ в Кузбассе» рассказал руководитель частного театра Алексей Кругляков.
В каждом должна быть перчинка
Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: Алексей, почему решили открыть частный театр?
Чуть позже мы стали показывать спектакли в детских садах и школах - это был так называемый театр балаганного типа, когда есть автомобиль, водитель и насколько актёров, которые выезжают и показывают разные представления. Мы подошли к такому формату очень серьёзно: сшили костюмы, разработали сценарий, создали мультимедийное пространство.
Наше первое представление было о правилах дорожного движения. Такой формат оказался востребованным. Мы работали с различными ведомствами и темами. Вскоре у нас уже было шесть трупп, и мы давали представления в 19 городах Сибири. Параллельно занимались театрализованными вечеринками, мультипликацией. И в какой-то момент поняли, что хотим свой театр, не на колёсах, а стационарный, своё место, куда можно будет пригласить зрителей. Так и появился в 2019 году «Оранжевый театр».
Не было цели заработать на нём. Основной доход был от гастрольной деятельности. Но в прошлом году пандемия внесла значительные коррективы в нашу работу, все выездные мероприятия запретили. Теперь из 40 сотрудников осталось только шестеро, свою работу приостановили все труппы. Ребята разбежались кто куда: кто-то трудится в сфере образования, кто-то в услугах связи.
- Почему у вас название такое необычное - «Оранжевый театр»?
- Когда выбирали свой фирменный цвет, остановились на оранжевом. Это цвет солнца, задора, радости. С этим цветом мы ассоциируем нашего зрителя - его мысли и эмоции, с которыми он доложен выходить после наших спектаклей: весёлый, полный энергии, готовый к добрым свершениям и делам.
- Чем вы теперь занимаетесь? Как выживаете?
- Мы развиваем достаточно интересное направление - сенсорные спектакли. Они для самых маленьких зрителей. Пока у нас два таких спектакля, где зрители являются главным действующим лицом и активно участвуют в том, что происходит на сцене. Поскольку у нас их не много - по 12-15 человек - уделить внимание мы можем каждому. Спектакль превращается в увлекательную игру. Например, дети с удовольствием варят кашу: добавляют самые настоящие рис, молоко, сахар. Или выращивают цветы: сеют семечки, поливают. Или мамы, папы и дети прямо на сцене сами тянут репку.
Сейчас готовим новое представление по мотивам сказок Козлова про ёжика и медвежонка. Там ребятишки будут ловить рыбу, собирать грибы. Дети от всего этого в таком восторге!
Большая поддержка - это реализация грантовых проектов. В этом году выиграли три проекта в «Кузнице общественных инициатив». А проект «С папой в театр» стал победителем дважды - с ним мы выиграли ещё и президентский грант. Теперь у нас есть возможность ставить дорогие спектакли с хорошими костюмами и большим количеством реквизита. Отдельно хочу отметить, что наши спектакли не только для детей, они будут интересны и взрослым. Они по форме детские, а содержание - более чем актуальное: о проблемах нашего времени. Мы не любим ванильные представления, в каждом должна быть перчинка и обязательно немного юмора. Есть у нас и показатель отличного спектакля - представление удалось, если после него мамы и бабушки, воспитатели и учителя утирают слёзы.
Заплатим рублём
- У вас в репертуаре есть необычные спектакли под надувным куполом. Что это такое?
- Несколько лет назад мы купили передвижной планетарий. И решили сделать его необычным, более интересным. Создали свой мультипликационный ряд и поместили туда артиста, который ещё и удивляет детей фокусами. Получилось некое комбинированное пространство, где настоящая реальность перекликается со сказочной. Наши мультипликационные герои взаимодействуют с артистом. Темы представлений - развивающие. В простой, понятной форме мы объясняем ребятишкам сложные вещи. Например, в спектакле «В гостях у солнечного зайчика» мы рассказываем детям о природе света.
- Если не секрет, сколько нужно средств, чтобы поставить один спектакль?
- Всё зависит от самого представления. Например, бюджет представления по мотивам китайской сказки, где есть летающие драконы и шикарные косюмы, составляет около 400 тыс. рублей. Самый бюджетный спектакль обошёлся нам в 60 тысяч. В среднем - 100-120 тысяч. Окупиться такой спектакль может только через год - нужно дать не менее 50 представлений, да и то пока сам не заработаешь.
На детях мы не экономим - считаем, что костюмы, реквизит должны быть качественными. Если нужны актёру куриные лапы, мы их свяжем, он не будет ходить с картонными. И лапти мы себе обязательно сделаем, и штаны с рубашкой русские сошьём. У нас никогда актёр не выйдет в джинсах или простой рубашке на сцену.
- В чём плюсы частного театра для актёров и зрителей?
- Если говорить об актёрах и режиссёрах, у нас достаточно свободы действий - мы создаём спектакли, какие хотим. Нам не нужны согласования свыше. Но нам труднее: мы зависим от запроса зрителей. Если у нас что-то пойдёт не так, мы заплатим именем, имиджем, зрителем и в итоге рублём.
Сложнее нам пришлось в пандемию: муниципальные театры поддерживались властью, а мы остались без работы. Платежи за коммунальные услуги, охрану, налоги никто нам не отменял. Зритель, я думаю, найдёт в частном театре только качественный продукт, ведь мы в этом заинтересованы. Мы боремся за каждого, кто к нам приходит, и сделаем всё, чтобы зритель обязательно к нам вернулся. Как? Мы постоянно следим за своими спектаклями и правим их, если видим, что что-то идёт не так. Мы больше работаем над своим профессиональным мастерством, быстрее растём и развиваемся.
Живое общение дорогого стоит
- А билет в ваш театр - дорогое удовольствие?
- Два билета на спектакль мы продаём за 700 рублей. Сейчас, к сожалению, живое общение дорого. Мы учимся на курсах, занимаемся спортом и фитнесом, смотрим что-то интересное онлайн, через интернет. Это дешевле. Но такое общение не заменит живого. Точно так же, как мультфильмы и кино не заменят театра. В театре есть душа, особая атмосфера, есть живой контакт человека с человеком. Театр больше приближен к действительности, чем кино или интернет. Он дарит хорошие эмоции, крутые мысли и может шокировать. Но этому нужно учиться, такие ощущения приходят не сразу. Это как деликатес, который надо постепенно распробовать. Поэтому начинать нужно с ранних лет.
- А как прививать любовь к театру детям? Что делать, если ребёнку не нравится театр?
- Нужно обязательно водить детей в театр. Не стоит опускать руки, если ребёнку сначала не понравилось. Попробуйте сходить в другой театр, подберите спектакль другого плана. Если не нравится какой-то фильм, это же не значит, что вы больше не будете смотреть кино.
- В нашем городе сложно что-то выбрать. Альтернативы практически нет. Как вы думаете, нужно ли открывать частные театры? Будут ли они востребованы?
- Я считаю, чем больше будет частных театров, тем больше и зрителей. Ведь у них появится выбор. Соответственно, будет расти и уровень культуры кузбассовцев. Сейчас в Новокузнецке четыре репертуарных театра, у нас единственный из них частный. Посмотрите, сколько вокруг кинотеатров. К примеру, вы захотели пойти в кино, у вас есть время, предложений много, вы обязательно что-то выберете. А если вы захотели пойти в театр? Выбор не такой большой, да и время не всегда удобно. Если расширить предложение, будет и спрос. Только очень хотелось бы, чтобы частные театры тоже попали в поле зрения наших властей. И, возможно, как-то поддерживались. Культура - не та сфера в Новокузнецке, где можно заработать кучу денег, но поддерживать уже существующие проекты было бы весьма кстати, особенно в пандемию.