Настоящий деликатес. Как живет частный театр в Новокузнецке

Дети - лучшие зрители. © / Оранжевый театр

«Оранжевый театр» - единственный в Новокузнецке частный. В пандемию ему пришлось нелегко, тем не менее его хорошо знают в родном городе, ведь актёры постоянно удивляют чем-то новым. О том, интересен ли театр горожанам, чем привлечь современных зрителей и можно ли заработать на этом, корреспонденту «АиФ в Кузбассе» рассказал руководитель частного театра Алексей Кругляков.

   
   

В каждом должна быть перчинка

Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: Алексей, почему решили открыть частный театр?

Алексей Кругляков: В Кемеровском государственном университете я был руководителем и режиссёром студенческого театра «Отражение». Моим ребятам, с которыми мы занимались творчеством, больше по душе оказалась театральная деятельность, чем специальность, по которой они проходили обучение. Поэтому мы решили создать творческую студию, которая работала на детских праздниках, проводила разные мероприятия в детских больницах.

Чуть позже мы стали показывать спектакли в детских садах и школах - это был так называемый театр балаганного типа, когда есть автомобиль, водитель и насколько актёров, которые выезжают и показывают разные представления. Мы подошли к такому формату очень серьёзно: сшили костюмы, разработали сценарий, создали мультимедийное пространство.

Наше первое представление было о правилах дорожного движения. Такой формат оказался востребованным. Мы работали с различными ведомствами и темами. Вскоре у нас уже было шесть трупп, и мы давали представления в 19 городах Сибири. Параллельно занимались театрализованными вечеринками, мультипликацией. И в какой-то момент поняли, что хотим свой театр, не на колёсах, а стационарный, своё место, куда можно будет пригласить зрителей. Так и появился в 2019 году «Оранжевый театр».

Фото: Оранжевый театр

Не было цели заработать на нём. Основной доход был от гастрольной деятельности. Но в прошлом году пандемия внесла значительные коррективы в нашу работу, все выездные мероприятия запретили. Теперь из 40 сотрудников осталось только шестеро, свою работу приостановили все труппы. Ребята разбежались кто куда: кто-то трудится в сфере образования, кто-то в услугах связи.

   
   

- Почему у вас название такое необычное - «Оранжевый театр»?

- Когда выбирали свой фирменный цвет, остановились на оранжевом. Это цвет солнца, задора, радости. С этим цветом мы ассоциируем нашего зрителя - его мысли и эмоции, с которыми он доложен выходить после наших спектаклей: весёлый, полный энергии, готовый к добрым свершениям и делам.

- Чем вы теперь занимаетесь? Как выживаете?

- Мы развиваем достаточно интересное направление - сенсорные спектакли. Они для самых маленьких зрителей. Пока у нас два таких спектакля, где зрители являются главным действующим лицом и активно участвуют в том, что происходит на сцене. Поскольку у нас их не много - по 12-15 человек - уделить внимание мы можем каждому. Спектакль превращается в увлекательную игру. Например, дети с удовольствием варят кашу: добавляют самые настоящие рис, молоко, сахар. Или выращивают цветы: сеют семечки, поливают. Или мамы, папы и дети прямо на сцене сами тянут репку.

Сейчас готовим новое представление по мотивам сказок Козлова про ёжика и медвежонка. Там ребятишки будут ловить рыбу, собирать грибы. Дети от всего этого в таком восторге!

Фото: Оранжевый театр

Большая поддержка - это реализация грантовых проектов. В этом году выиграли три проекта в «Кузнице общественных инициатив». А проект «С папой в театр» стал победителем дважды - с ним мы выиграли ещё и президентский грант. Теперь у нас есть возможность ставить дорогие спектакли с хорошими костюмами и большим количеством реквизита. Отдельно хочу отметить, что наши спектакли не только для детей, они будут интересны и взрослым. Они по форме детские, а содержание - более чем актуальное: о проблемах нашего времени. Мы не любим ванильные представления, в каждом должна быть перчинка и обязательно немного юмора. Есть у нас и показатель отличного спектакля - представление удалось, если после него мамы и бабушки, воспитатели и учителя утирают слёзы.

Заплатим рублём

- У вас в репертуаре есть необычные спектакли под надувным куполом. Что это такое?

- Несколько лет назад мы купили передвижной планетарий. И решили сделать его необычным, более интересным. Создали свой мультипликационный ряд и поместили туда артиста, который ещё и удивляет детей фокусами. Получилось некое комбинированное пространство, где настоящая реальность перекликается со сказочной. Наши мультипликационные герои взаимодействуют с артистом. Темы представлений - развивающие. В простой, понятной форме мы объясняем ребятишкам сложные вещи. Например, в спектакле «В гостях у солнечного зайчика» мы рассказываем детям о природе света.

- Если не секрет, сколько нужно средств, чтобы поставить один спектакль?

- Всё зависит от самого представления. Например, бюджет представления по мотивам китайской сказки, где есть летающие драконы и шикарные косюмы, составляет около 400 тыс. рублей. Самый бюджетный спектакль обошёлся нам в 60 тысяч. В среднем - 100-120 тысяч. Окупиться такой спектакль может только через год - нужно дать не менее 50 представлений, да и то пока сам не заработаешь.

Фото: Оранжевый театр

На детях мы не экономим - считаем, что костюмы, реквизит должны быть качественными. Если нужны актёру куриные лапы, мы их свяжем, он не будет ходить с картонными. И лапти мы себе обязательно сделаем, и штаны с рубашкой русские сошьём. У нас никогда актёр не выйдет в джинсах или простой рубашке на сцену.

- В чём плюсы частного театра для актёров и зрителей?

- Если говорить об актёрах и режиссёрах, у нас достаточно свободы действий - мы создаём спектакли, какие хотим. Нам не нужны согласования свыше. Но нам труднее: мы зависим от запроса зрителей. Если у нас что-то пойдёт не так, мы заплатим именем, имиджем, зрителем и в итоге рублём.

Сложнее нам пришлось в пандемию: муниципальные театры поддерживались властью, а мы остались без работы. Платежи за коммунальные услуги, охрану, налоги никто нам не отменял. Зритель, я думаю, найдёт в частном театре только качественный продукт, ведь мы в этом заинтересованы. Мы боремся за каждого, кто к нам приходит, и сделаем всё, чтобы зритель обязательно к нам вернулся. Как? Мы постоянно следим за своими спектаклями и правим их, если видим, что что-то идёт не так. Мы больше работаем над своим профессиональным мастерством, быстрее растём и развиваемся.

Фото: Оранжевый театр

Живое общение дорогого стоит

- А билет в ваш театр - дорогое удовольствие?

- Два билета на спектакль мы продаём за 700 рублей. Сейчас, к сожалению, живое общение дорого. Мы учимся на курсах, занимаемся спортом и фитнесом, смотрим что-то интересное онлайн, через интернет. Это дешевле. Но такое общение не заменит живого. Точно так же, как мультфильмы и кино не заменят театра. В театре есть душа, особая атмосфера, есть живой контакт человека с человеком. Театр больше приближен к действительности, чем кино или интернет. Он дарит хорошие эмоции, крутые мысли и может шокировать. Но этому нужно учиться, такие ощущения приходят не сразу. Это как деликатес, который надо постепенно распробовать. Поэтому начинать нужно с ранних лет.

- А как прививать любовь к театру детям? Что делать, если ребёнку не нравится театр?

- Нужно обязательно водить детей в театр. Не стоит опускать руки, если ребёнку сначала не понравилось. Попробуйте сходить в другой театр, подберите спектакль другого плана. Если не нравится какой-то фильм, это же не значит, что вы больше не будете смотреть кино.

- В нашем городе сложно что-то выбрать. Альтернативы практически нет. Как вы думаете, нужно ли открывать частные театры? Будут ли они востребованы?

- Я считаю, чем больше будет частных театров, тем больше и зрителей. Ведь у них появится выбор. Соответственно, будет расти и уровень культуры кузбассовцев. Сейчас в Новокузнецке четыре репертуарных театра, у нас единственный из них частный. Посмотрите, сколько вокруг кинотеатров. К примеру, вы захотели пойти в кино, у вас есть время, предложений много, вы обязательно что-то выберете. А если вы захотели пойти в театр? Выбор не такой большой, да и время не всегда удобно. Если расширить предложение, будет и спрос. Только очень хотелось бы, чтобы частные театры тоже попали в поле зрения наших властей. И, возможно, как-то поддерживались. Культура - не та сфера в Новокузнецке, где можно заработать кучу денег, но поддерживать уже существующие проекты было бы весьма кстати, особенно в пандемию. 

Досье
Алексей Кругляков – руководитель и режиссёр «Оранжевого театра». Родился в 1984 году в Новокузнецке. Есть медаль «За служение Кузбассу», дважды становился победителем городского конкурса «Лучший предприниматель года».