«Поезжайте в Сибирь, на шахты». Героический труд - в живописи

Кузбасские власти нашли родственников шахтеров, которые изображены на триптихе. © / Пресс-служба Администрации Кемеровской области

В музее изобразительных искусств областной столицы работает выставка «Строим Кузбасс, строим страну!». Центральное её полотно - триптих Амшея Нюренберга «Стахановцы Кузбасса» из собрания РОСИЗО. Картина не экспонировалась больше 70 лет. Выставка посвящена 300-летию региона. Корреспондент «АиФ в Кузбассе» узнал историю создания триптиха и выяснил, какие ещё полотна смогут увидеть кузбассовцы.

   
   

Прямиком из Москвы

 «Строим Кузбасс, строим страну!» - это продолжение выставки «Даёшь Кузбасс!», которая работала минувшей весной в Новой Третьяковской галерее в Москве. Специально для неё отреставрировали центральную часть картины выдающегося художника-соцреалиста Амшея Нюренберга «Стахановцы Кузбасса». По информации РОСИЗО, создан триптих в 1937 году для одной из крупнейших предвоенных выставок «Индустрия социализма», провести которую планировали в 1939 году. Специально для создания картины Амшей Нюренберг приехал в Прокопьевск, чтобы в самом сердце угледобычи пообщаться с горняками. В 1940 году была создана дирекция художественных выставок и панорам, где больше 70 лет хранился триптих. В 1992 году картина попала в распоряжение РОСИЗО.

Кто изображён на триптихе?

Внучка Амшея Нюренберга Ольга Тангян в фильме о реставрации триптиха вспоминает, что трудовая тематика всегда увлекала её дедушку, поэтому он даже спускался в шахту: «Кроме художественного таланта, литературного дарования и исторических знаний об искусстве он был удивительный, открытый и интересующийся всем человек.

Когда они уже уезжали, он вспоминал: «В поезде я часто вспоминал крылатый призыв Луначарского: «Поезжайте в Сибирь, на шахты, и напишите о наших героических рабочих. Нам нужны трудовые картины», - он был глубоко прав». «Когда мы нашли триптих, увидели краткое описание, что там написаны лица шахтёров-стахановцев из Кузбасса. Нашли родных этих шахтёров, показали им фотографии картины, они были в огромном восторге, не могли поверить, что это их деды», - цитирует РОСИЗО губернатора Сергея Цивилева.

В фильме о реставрации триптиха об одном из изображённых на нём героев рассказала Галина Гладышева - дочь шахтёра Ивана Борисова. Она вспоминала, что её отец был по характеру жёстким, ответственным, мужественным и трудолюбивым человеком. В 1935 году ему присвоили орден Ленина.

«В начале июля 1943 года отец вместе с бригадой молодых парней был в забое. Он проверил работу, дал указания и уже пошёл на выход, чтобы подняться на-гора, и в это время вдруг сверху полилась лава, смешанная с глиной. Буквально увязая ногами в этой глине, он вернулся в забой, крича, чтобы ребята, эти молодые парни, поднялись на щит. Но сам потоком был прибит к тупику. Отца откопали на 21-е сутки. Он погиб стоя», - вспоминает Галина Гладышева.

Посетить выставку можно до 25 августа. Кроме уникального триптиха на ней можно увидеть картины «Строители» Александра Дейнеки, «Женщины-радистки» Марии Бри-Бейн, «Кузнецкстрой. Домна № 1» Петра Котова и т. д. Экспозиция имеет три раздела. В первом представлены произведения искусства эпохи индустриализации - 1930-х годов. На них много образов женщин, трудящихся на фабриках и заводах. Во втором разделе представлено искусство 1960-1980-х годов, когда молодёжь вновь устремилась на стройки века. В центре произведений художников всё тот же человек труда. Третий раздел посвящён современному искусству. Например, это картины художников Павла Отдельнова и Егора Плотникова, которые в 2007 году в течение двух недель работали на новокузнецких металлургических заводах, чтобы собрать материал для масштабного художественного проекта «Комбинат. Ретроспектива». Но если в 1930-е годы главной темой художников были романтика героического труда и ударное строительство, то в ХХI веке на первый план выходит величественный пейзаж постиндустриальной эпохи.

Справка
Амшей Нюренберг родился 21 апреля 1887 г. в Елисаветграде, умер 10 января 1979 г. в Москве. Советский художник, график, искусствовед. Окончил Одесское художественное училище. Затем уехал в Париж, где работал в одной мастерской с Марком Шагалом. Вернувшись в Россию, работал с Владимиром Маяковским в «Окнах РОСТа», профессор истории западной живописи во ВХУТЕМАСе