Привидения, кикимора и йети. Чем испугать туриста?

Наряду с придуманными мистическими историями, в Кузбассе живут реальные, от которых стынет в жилах кровь. Это истории Шорлага или мариинских Сиблаговых учреждений. © / Артем Свирь / АиФ

Во всём мире туристов завлекают домами с привидениями, пещерами духов и прочими мистическими легендами. Такие места, при посещении которых мурашки бегают от страха по спине, есть и в Кемеровской области. Подробности – в материале «АиФ в Кузбассе».

   
   

«Закрытые» привидения

В здании, где располагается Гурьевский городской краеведческий музей, творится такая мистика, от которой кровь в жилах стынет. На протяжении долгого времени сотрудники музея слышали то шаги, то стоны и плач, то песни, которые доносились со второго этажа старинного здания, построенного в 1909 г. То ли это дух прежнего «хозяина города» купца Нарцисса Ермолаева гуляет по своему владению, то ли души замученных в годы гражданской войны жертв не находят покоя (в самом презентабельном на тот момент здании города располагались комнаты пыток). А 13 января 2012 г. появилось новое свидетельство присутствия потусторонних сил: на фотографии, сделанной во время празднования святок, в зеркале отразилось лицо бородатого мужчины. Но когда любители мистики, прознав про эту историю, стали приходить в музей, старинное зеркало, провисевшее на стене не один десяток лет, вдруг упало и разбилось.

Ирина Богачёва

«Здание нашего музея привлекает туристов своей старинной архитектурой, историей, таинственностью. И, конечно, мистические истории подогревают интерес гостей города. Но, к сожалению, сейчас туристам приезжать некуда, поскольку здание было признано аварийным и теперь закрыто для посетителей. До этого раз в году на «Ночь в музее» мы приглашали взрослых посетителей поискать привидения. И когда мы сможем повторить эту акцию, сказать сложно. Мы очень надеемся на ремонт», - рассказала директор Гурьевского городского краеведческого музея Ирина Богачёва.

Кикимора и святой защитник

В Новокузнецке тоже есть дом с нечистью, и в нём тоже находится музей. По преданию, в 1815 г. кузнецкий купец задумал построить дом, договорился с артелью на одну сумму, а когда настала пора расплачиваться, то заказчик уменьшил зарплату. Ничего не поделаешь! Строители выполнили заказ, получили плату и уехали, а купец заселился в новый дом. Однако практически с первого дня там стали твориться непонятные вещи: хозяева слышали оханье, свист и прочие непонятные звуки. В итоге купец не выдержал и съехал, а в доме с дурной славой потом несколько лет никто не жил.

Пётр Лизогуб

Заместитель директора по науке Новокузнецкого краеведческого музея Пётр Лизогуб говорит, что, по историческим сведениям, здание действительно пустовало, а 1838 г. оно было куплено для Кузнецкого уездного училища. Но новых хозяев кикимора не беспокоила. Выяснилось, что строители наказали скупого заказчика и поместили в печную трубу пустую бутылку. Когда воздух проходил через горлышко, то раздавались звуки, принятые за оханья нечисти. Печь разобрали, бутылку убрали. Но предание о кикиморе живо по сей день.

Почти 20 лет назад в здание заехал филиал Новокузнецкого краеведческого музея, его сотрудники даже любовно прозвали кикимору Нюсей. «Посетителям любопытны такие вещи, чаще всего взрослые интересуются. Иногда мы строим сюжет «Ночи в музее» на этой легенде», - рассказывает об интересе туристов к мистической истории Пётр Лизогуб.

По словам историка, помимо дома с кикиморой, в Новокузнецке ходит молва о загадочных подземных ходах в Кузнецкой крепости. После войны их часто находили мальчишки, которые, повзрослев, охотно делились своими воспоминаниями со старожилами. Однако все истории заканчиваются на том, что, обнаружив каменные своды, очевидцы боялись пройти дальше. «Мы изучали подлинные чертежи крепости - подземных ходов там точно не было. Но в начале ХХ в. у подножия горы была шахта. Именно её штреки мальчишки принимали за подземные ходы», - объясняет Пётр Лизогуб.

   
   

Таким образом, описанные таинственные истории хоть и продолжают жить, но имеют вполне рациональные исторические объяснения. Но есть ещё одна таинственная легенда, описанная в «Кузнецкой летописи» Ивана Конюхова, которую вряд ли кто-то может объяснить. Кочевники часто осаждали город, в тяжёлые моменты боя на помощь к русским воинам в клубах огненного дыма являлся седовласый бородатый старик на коне и разил врагов. Увидев такую мистику, враги в панике бежали. Считалось, что этот защитник Земли кузнецкой – святой Илия. Кстати, своя легенда о могучем защитнике места есть и в Горной Шории. В шорских сказаниях священный дух горы Таг-эзи выглядит похоже: седовласый старец, высокий, с длинной бородой. По преданию, этот великий дух своей огненной стрелой мог уничтожить целые войска.

Сказочная Шория

Горная Шория, пожалуй, самая таинственная и завораживающая часть Кузбасса. Одна легенда о йети чего стоит!

Казалось бы, интерес к разлетевшейся десять лет назад истории о следах снежного человека в Горной Шории уже поостыл. Но этой весной обнаружились новые следы йети в Азасской пещере – отломленный с потолка сталактит и следы на песке. Руководитель информационного проекта «GoShoria» Владислав Шитенок, один из обнаруживших следы йети, считает: «В Азасской пещере стоит побывать только потому, что в ней сердце замирает до дрожи. И вовсе не от страха, что там можно встретить йети, а от особой энергетики, непередаваемой природной красоты». Как утверждает Влад, таких энергетических мест в Горной Шории немало, знают о них шаманы.

Одним из самых доступных мест являются Верблюды - это скалы-останцы на склоне горы Курган. Официально считается, что это вышедшая на поверхность магма застыла в причудливых формах, напоминающих верблюжьи горбы. Но есть версия, что это рукотворное творение древних строителей. По шорскому преданию, через узкую расщелину между двух останцев шаманы уходили в горы умирать. Говорят, обычным людям проходить через это место нельзя – судьба изменится. Но, по словам Влада Шитенка, туристов, наоборот, притягивает таинственная легенда, и многие, преодолевая страх, в поисках острых ощущений лезут в эту щель и зимой, и летом. Как ни странно, во время «прохода» действительно мурашки бегают по телу. Как поясняет таштаголец, проход настолько узкий, что кажется, будто скалы вот-вот сдвинутся и сожмут тебя.

«Но всё же искателям мистики стоит уехать подальше от Зелёной, в дикие места, коих немало в Горной Шории», - уверен Влад Шитенок. Именно там находятся места силы, точки, где из чрева Земли идёт концентрированный поток энергии, где человек может быстро зарядить свои внутренние «батарейки» и пополнить запас сил на долгое время.

Именно в диких местах есть большой шанс увидеть духов гор. Будучи профессиональным фотографом, Влад знает об этом не понаслышке. В объектив его камеры не раз попадали загадочные природные явления. Так, в 2016 г. ему удалось заснять над священной горой Мустаг светящееся нечто - то ли привидение, то ли НЛО, то ли дух горы. Местный шаман тогда внимательно рассмотрел двухминутный ролик и увидел на нём Великого Духа горы Мустаг. А на прошлой неделе Влад вновь поймал в кадр необычное явление. Катаясь в труднодоступных местах за Шерегешем, фотограф под вечер снял вихри снега, показавшиеся ему необычными. В соцсетях он поделился увиденным, и местная шаманка пояснила, что таким образом Дух Местности поприветствовал гостя.

«Одни туристы верят в мистические легенды и истории и смотрят на любое загадочное явление, как на чудо. Другие относятся скептически, но всё равно едут, чтобы проверить и развенчать легенду», - отмечает Владислав. Сам он считает, что ему повезло с рождения: мама открыла глаза и научила любить красоты Шории, за что он ей безмерно благодарен. Поэтому своим долгом считает передавать эти знания и землякам, и туристам. «Я уверен, что человек, отправившийся искать сверхъестественное в дикие горы и тайгу Горной Шории и не нашедший йети, духов или привидений, в любом случае не будет разочарован. Потому что он побывает в сказочно красивых местах, впечатления о которых сохранятся на долгие годы», - считает Владислав Шитенок.

Комментарий психолога

Детский семейный психолог Анна Аксенова:

- Вся современная культура пронизана страхом, потому что она имеет глубокие исторические корни: в древности старики рассказывали вечерами у костра своим внукам, как они ходили охотиться на медведя, тигра, мамонта. Таким образом они передавали свои знания и опыт. Потом эти леденящие кровь истории перешли в народный фольклор и закрепились в сказках и легендах. Все сказки построены на насилии и страхе, даже Колобка лиса съела. А как мы убаюкиваем младенцев? Только вдумайтесь: «Придёт серенький волчок и ухватит за бочок». Так, постепенно, при отсутствии свободного времени у родителей запугивание стало самым эффективным способом воспитания. И взрослые люди, выросшие на «пугалках», жаждут новых леденящих кровь историй. Поэтому, считаю, туристические страшилки будут востребованы. Я не удивлюсь, что вскоре в историях о йети появятся новые жуткие подробности, мол, он напал на кого-то. Если не будет легенд про страшного йети, то туристам будет скучно в Кузбассе. Увы, вся культура и религия на нашей планете строится на страхе. Это дурная привычка у человечества на уровне образа жизни, и её никто не исправляет, а культивирует.