Собирать историю Кузбасса по разным архивам приходилось потому, что не только города, но и целые районы Кемеровской области раньше относились к соседним губерниям и округам.
Ценные метрики
Безусловно, самые важные и значимые документы, которые сохранились с дореволюционного периода, – это метрические книги. До 1919 года только благодаря им можно было подтвердить тот факт, что человек родился, женился или скончался.
Ещё мы обратили внимание на то, что в современных книгах из загсов очень часто чернила выцветают, а дореволюционные метрические, которым сотни лет, как будто вчера только написаны».
К церковным книгам с записями о рождении, бракосочетании и смерти прилагались и специальные документы – брачные обыски. После небольшого исследования их заполняли священнослужители для подтверждения того, что свадьбе жениха и невесты ничего не мешает. Яркий образец этому - книга 1914 года из Красного Яра. На страницах напечатаны восемь пунктов-шаблонов: звание, состояние, место жительства, возраст, отсутствие плотского и духовного родства, семейное положение, взаимное согласие или отсутствие к принуждению, согласие родителей или опекунов. Выясненные у каждой пары сведения священник записал чернилами собственноручно.
Вся надежда на гоньбу?
«В наших дореволюционных, или, как мы их называем, досоветских фондах каждый исследователь может найти и открыть для себя нечто интересное, - не без гордости отмечает Алексей Михайлович. – У нас есть и сведения о развитии промышленности с 1785 года, и документы местных органов государственного управления, земского и сословного самоуправления, начиная с 1786-го, и данные полицейских учреждений о пересылках и наблюдениях за людьми, вызывающими подозрения в неблагонадёжности, датированные 1867 годом, и результаты переписной кампании в Кузнецком округе 1895-го, и даже имеется документация по выборам в Государственную думу в 1905-м».
Например, в Кузнецком уезде была Мунгатская земская изба, в управление которой входили староста, выборные и писарь. Они выполняли административные, хозяйственные, полицейские и судебные функции. Из документов до наших дней сохранились только рапорты об организации ямской гоньбы (историческая почтовая служба в России. – Прим. ред.) для связи между станциями от Мунгата до Салаира.
Что касается промышленности, то в архиве множество самых различных документов Копикуза, Судженских копей, Гурьевского железоделательного завода, Салаирского рудника и из Мариинского горного округа: описи имущества, договоры, межевые журналы, формулярные списки рабочих, рапорты, прошения, переписки, геологические карты. В них можно почерпнуть немало ценных сведений.
В Госархиве собраны материалы и по выборам 1905 года. Тогда создавались специальные комиссии, которые формировали списки кандидатов, рассматривали заявления, жалобы и протесты, а также проверяли правильность и достоверность результатов выборов.
В Мариинске 300-летие уже было
Что же касается непосредственно высокопоставленных величественных особ и дел государственных, то в феврале 1913 года Мариинск стал центром празднования 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых. К этой дате в городе очень долго и тщательно готовились: составляли сметы расходов, прорабатывали программу, создавали афиши. Так, глядя на одну из них, мы можем узнать, что праздник начался с молебна на площади, продолжился раздачей книжек и юбилейных портретов, потом в исполнении оркестра прозвучал гимн «Боже, Царя храни!», дальше звучали стихи, арии и поэмы, а завершилось всё спектаклем в помещении Мариинского общественного собрания.
Теперь эти ценные исторические документы хранятся в Деле податного инспектора Мариинского участка Томской губернии вместе с подлинником «Всеподданнейшей телеграммы», составленной городскими властями 21 февраля, написанной от руки на разлинованном тетрадном листе. Кстати, есть и копия ответа на эту телеграмму от канцелярии Министерства внутренних дел от 8 мая того же года, адресованная томскому губернатору: «Выражения верноподданейших чувств председателем юбилейной комиссии в гор. Мариинске удостоились Монаршей его императорского величества благодарности». Важность этих бумаг невозможно переоценить, ведь других юбилеев царствования у Дома Романовых, как известно, уже не случилось.
Наследие революции
В 1917 году произошла сначала Февральская буржуазно-демократическая революция с появлением Временного правительства, потом и Великая Октябрьская социалистическая революция с приходом советской власти и окончательным крахом монархии. К 100-летию этого события сотрудники Госархива подготовили тематическую виртуальную выставку. С ней можно познакомиться на официальном сайте учреждения. Среди представленных документов есть один, отражающий общую обстановку в стране. Требования комитета республиканского центра начинаются со слов: «Граждане, Солдаты и Рабочие!» К господам уже никто не обращается.
Неподдельный интерес современников вызывают материалы о ходе подготовки, проведения и подведения итогов выборов в Учредительное собрание летом – осенью 1917 г. Взять хотя бы список кандидатов в члены Учредительного собрания по Томской губернии, в котором представлены партии: «Народной свободы», социалистов-революционеров, кооперативных организаций и, конечно, большевиков и меньшевиков.
Большие перемены в тот год происходили в промышленности. Например, есть бумаги с Судженских копей, которые подтверждают переход предприятия из частных рук потомственного дворянина Льва Михельсона к правлению. Любопытны и первые обязательные постановления Совета рабочих и солдатских депутатов учреждения.
Немалый объём материалов, содержащих сведения о событиях 1917 года, включает в себя и воспоминания активных участников революционного движения, гражданской войны, социалистического строительства. Например, член общества потребителей и взаимопомощи торговых приказчиков Павел Аниконов пишет о том, что происходило 28 февраля в Мариинске, как народ, узнавая последние новости, собирался на митинги.