Сохранить бы то, что осталось. Ценится ли сегодня искусство?

Главный корпус опорного кузбасского вуза мог бы украшать не только витраж, но и мозаика. © / Светлана Рогожкина / Из личного архива

Наверняка кемеровчане и гости города, прогуливаясь по центру областной столицы, обращали внимание на расписное окно главного корпуса Кемеровского государственного университета. Огромный витраж трудно не заметить. Корреспондент «АиФ в Кузбассе» выяснил, что же на нём изображено. Об этом рассказала культуролог Наталья Попова во время экскурсии.

   
   

Отметим, прошедшая экскурсия – это часть проекта «Хрупкое вечное», который посвящён кемеровским витражам. Он стал одним из победителей конкурса Фонда президентских грантов.

Наука и искусство

Витраж университета называется «древом познания». Это одна из лучших, отлично сохранившихся работ кемеровского мастера Сергея Одинцова, которую он выполнил в 1983 году. Композиция охватывает пять этажей корпуса. Именно столько на нём изображено сегментов, которые отражают спор «физиков» и «лириков». Как известно, после бурной дискуссии о том, кто же обществу нужнее, стороны сошлись на мнении, что наука и искусство одинаково важны.

Университетский витраж изображает людей, принадлежащих к определённой науке или искусству. Фото: Из личного архива/ Татьяна Бельникова

Композиция попарно изображает людей, принадлежащих к определённой науке или искусству. Первый сегмент – корни древа. На втором – юная девушка с музыкальным инструментом, символизирующая творчество, и девушка с книгой как символ литературы, филологии, гуманитарных наук.

Третий блок – девушка с сосудом как олицетворение науки химии. Рядом с ней мужчина, держащий в руках перфоленту. Четвёртый сегмент – мужчина зоолог и девушка с ветвью – символы биологических наук. Завершает сюжет финальное витражное полотно – на самом верху изображена женщина, лирический образ Одинцова. Она – монументальная и героическая, символ будущего и успеха в Кузбассе.

Кстати, Наталья Попова рассказала, что чаще всего аллегорией педагогики и науки для Одинцова была именно женщина – поэтический персонаж, в котором автор видит венец всего. Культуролог подмечает, что для 1983 года это была характерная позиция художников-романтиков.

В композиции бросается в глаза интересная деталь – лица персонажей. Художник рисует их краской под запекание в печи. Ему важно, чтобы лик героя был обаятельным, ведь именно так он отражает идеал красоты своего времени. Это юная, хрупкая, тонкая, учёная девушка, студентка – человек, за которым будущее региона, и есть образец прекрасного.

   
   

Единственное украшение

Витраж в университете создавали вовсе не как окно, а как часть стены, которую строители подготовили специально для этой композиции. «В то время монументальное искусство было единственным украшением, способным хоть как-то выделить типовую архитектуру в городе, поскольку вся застройка нашего региона была скучна и однообразна», – говорит Наталья Попова.

Культуролог добавляет, что и тогда, и сейчас витражи – это довольно дорогое удовольствие. Их стоимость зависит от многих факторов. Например, размера, вида, уровня сложности рисунка, сборки и установки, качества материалов. Для обрамления витража чаще всего использовали алюминий, т.к. он уменьшает вес всей композиции.

Прекрасное рядом

Если подойти ближе, то можно заметить мельчайшие детали витража. Стёкла, будто обрубленные со всех сторон, дают особую игру света, его преломления и в то же время рассеивания. Для такого эффекта используют эрклезы – толстые, неровно обработанные стёкла. Но ухаживать за ними трудно, именно поэтому витраж КемГУ без подсветки и при более близком рассмотрении сейчас выглядит неопрятно.

Наталья Попова отметила, что витражи, к сожалению, сильно пропускают воздух, поэтому их попросту убирают под предлогом необходимости утеплить здание. Всё-таки мы живём в Сибири, где холодно круглый год. В КемГУ решили проблему гуманно – поверх витража поставили пластиковое окно.

Кстати, университетское здание могло выглядеть по-другому. В 70-80-е годы была популярна мозаика. Поэтому изначальный эскиз предполагал, что вместе с витражом будет рисунок, который словно выплёскивается из стекла на стены. Но, как видим, эту задумку так и не воплотили в жизнь.

Но и одна композиция из стекла делает здание «живее» и ярче. Особенно вечером, когда включают подсветку: весь квартал играет новыми красками, а витраж отражает свой свет на перекрёстке и создаёт особую атмосферу и ощущение магии.

Искусство в обычной жизни

Есть в областном центре и другие витражи. Они украшают Главпочтамт, городскую администрацию, музей изобразительных искусств. Их автор тоже Сергей Одинцов. Узоры в здании Главпочтамта привносят ощущение сказочности и уже не имеют такой чёткой программы, как в университете.

Узоры в здании Главпочтамта не имеют чёткой программы. Фото: Из личного архива/ Светлана Рогожникова

А в здании мэрии на витраже изображена старая версия герба города Кемерово: зелёный цвет – символ экологии Кузбасса, серый – угля, промышленности и всего, что связано с химией и переработками, красный и оранжевый – горения.

В музее изобразительных искусств витраж выполняет функцию окна. В композиции представлены большие квадраты, в которых изображены фрагменты из истории русского искусства. При этом цвета использованы по минимуму: прозрачный, белый, матовый, молочный, серый, жёлтый, бежевый.

К сожалению, сегодня витражное искусство совсем не ценится. Например, работы Сергея Одинцова, которые раньше украшали здание бывшего кинотеатра «Москва», безжалостно разбили и выбросили. А композиция, созданная в 80-х годах для санатория-профилактория «Сосновый бор», теперь стала забором курятника в селе Елыкаево. Это произведение тоже выкинули за ненадобностью.

В музее изобразительных искусств витраж выполняет функцию окна. Фото: Из личного архива/ Светлана Рогожникова

С помощью проекта «Хрупкое вечное» кемеровчане пытаются привлечь внимание к проблеме сохранения памятников искусства. Часть из них уже утеряна, но нужно сохранить оставшиеся. Чтобы жители могли гордиться искусством своего города.