В Кузбассе активно развивается культура: в Кемерове открылись филиалы московских музыкальных, хореографических и театральных академий, строятся крупные объекты культурного кластера, в области прошёл первый международный фестиваль «Сияющие грани театра». Казалось бы, какая культура в шахтёрском крае? Мы задались вопросом, выгодно ли быть писателем или поэтом в регионе, добывающем уголь.
Заявлять о себе
Кемеровский 34-летний поэт, член Союза писателей России Константин Стафиевский пишет с детства. Первый сборник его стихов вышел ещё в школе, а по мотивам пьесы Кости «Белый стул» ставили одноимённый спектакль в одном из кемеровских театров. Казалось бы, со «звёздным» началом дальше писательская карьера должна была сложиться хорошо. Стафиевский — известная фигура в литературной жизни региона, однако зарабатывать на этом деле даже на жизнь не вышло.
«Писательское ремесло — это не фриланс, поэтому о способах заработка тут не может идти речи. Издать книгу сейчас значительно проще, чем выйти на постоянный доход только от издательского дела. Считаю, что книга конкурирует с Интернет-площадками, поэтому насколько печать выгодна автору и окажется ли тираж востребован на рынке — вопросы вопросов», — говорит Костя.
В некоторых регионах издательства сами помогают авторам с публикацией и продвижением произведений, но в Кузбассе с этим всё сложно. Чтобы быть более известным и иметь шанс на успех, в том числе потенциальный финансовый, поэтам и писателям важно участвовать в различных фестивалях и семинарах, публиковаться в местных изданиях и посещать литературные кружки. Одной из таких площадок, где можно заявить о себе, стали музыкально-поэтические вечера в кемеровской кофейне «Mo.Со». Организатором их стал Костя Стафиевский и владелец кофейни Егор Ягубов. За год ребята провели пять вечеров и поняли, что это интересно не только выступающим поэтам и музыкантам, но и простым обычным людям, соскучившимся по «живым» выступлениям и творческому общению.
Костя говорит, что любой желающий бесплатно может поучаствовать в этих мероприятиях как в качестве зрителя, так и выступающего: «После наших вечеров возникает или усиливается творческое взаимодействие. Например, мы дружим с клубом композиторов «Vivamus П.» при театре-студии Дмитрия Полякова. А не так давно нас всех пригласили выступить в Кузбасском ботаническом саду. Это, конечно, здорово и радостно, что другие площадки начинают идти навстречу и предлагать сотворчество. Это важно. Особенно сейчас. Искусство должно объединять и спасать».
Писателям пытаться зарабатывать на своём деле чуть проще: книгу можно продать онлайн на различных читательских сайтах. 29-летняя писательница в жанре женского фэнтези Елена Милая (это псевдоним – прим. ред.) рассказывает, что после долгой писанины «в стол» четыре года назад начала публиковать свои истории на «Литнете» — от нечего делать. Текст выкладывала частями, как это обычно принято на порталах самиздата, чтобы постепенно завлекать читателей, но особого успеха книга не имела: не было времени выкладывать текст регулярно, и его никто толком не редактировал.
Серьезно писательским делом Елена вновь начала заниматься, когда пошла в декрет: «Располагая большим количеством свободного времени, я подошла к задаче более грамотно: выбрала другой сайт, начала выкладывать рекламу, обращаться за помощью к корректорам и редакторам, делать красивые баннеры к книгам и заказывать обложки, стала регулярно выкладывать части истории, писать заранее точное время и дату обновлений, общаться с читателями и другими авторами и активно комментировать. В результате через месяца четыре я открыла свою первую платную подписку по минимальной цене. Не могу сказать, что все ринулись покупать мою книгу, но это был первый шаг».
Потом подписка открылась на ещё одну книгу. Сейчас Милая пишет очередное фэнтези, на которое установит более высокую стоимость. Значительная конкуренция и недостаточная реклама не позволяют зарабатывать на хобби большие деньги — в среднем в месяц выходит 3-4 тысячи.
Творчество прежде всего
Поэт, редактор по выпуску журнала «Огни Кузбасса» Кузбасского центра искусств Дмитрий Мурзин объясняет, что чаще литературные премии, как правило, небольшие и на всех их не хватает. Также за поэзию почти перестали платить, она вся ушла с книжных полок в журналы, на сайты и поэтические фестивали.
«Гонорары за публикации последних лет я могу пересчитать по пальцам одной руки. С прозой дело немногим лучше, а хоть сколько-нибудь реальный заработок есть, наверное, только в смежных с поэзией областях – у поэтов песенников или эстрадных поэтов вроде Ах Астахова. Современный русский поэт кроме навыков стихосложения имеет профессию, которая его кормит. Я много лет собирал и чинил компьютеры. Среди моих друзей-поэтов администраторы, актёры, медики, юристы, фотографы, искусствоведы, преподаватели, военные корреспонденты», — говорит Мурзин.
Он добавляет, что чтобы стать «большим» поэтом, нужен талант, а чтобы стать известным, достаточно продюсеров и скандалов. Но для известности «больших» поэтов нужна не поэтическая стратегия, а полная перестройка культурной политики государства.
Кемеровский 29-летний поэт Виктор Шагиахметов тоже считает, что для заработка человек, неравнодушный к литературе, может попробовать себя в пограничных специальностях: педагогика, журналистика, корректура, редактура, издательское дело. Состоявшиеся писатели могут получать дополнительный доход, давая мастер-классы, читая лекции, выступая публично. Важно и то, что новая поэзия не слишком востребована социумом, поэтому жить благодаря только творчеству нельзя.
Сам Виктор признаёт, что пишет не ради денег и вообще польза от искусства неощутима: «Вспомните, когда вас последний раз увлекло произведение искусства, думали ли вы в тот момент о пользе? Вероятно, вы просто наслаждались им. Может быть, польза в том, что все остальные источники наслаждения «усыпляют» мозг и только искусство встряхивает как следует, ломая привычную картину мира. И мне очень близки слова китайского романиста и Нобелевского лауреата по литературе 2012 года Мо Яня, который говорил, что польза книг в их бесполезности. Ставить пользу и разум во главу всего и есть настоящее сумасшествие. Всем тем, кто стремится к литературе ради больших гонораров, я рекомендую искать себя в других областях. Творчество – прежде всего».
Шагиахметов рекомендует обращаться в местные отделения Союза писателей, где могут направить в литературную студию, откуда можно получить критику и советы. Поэт считает, что нужно бояться не «едких осуждений, а упоительных похвал», и советует искать критиков среди вдумчивых и прямолинейных читателей, способных конструктивно оценить произведение.
*Опрос проводился в рамках проекта «Идентичный Кемерово», число опрошенных ~ 2 тыс. человек