Проекты с его участием проходят на европейских арт-площадках с ошеломляющим успехом. Искусствоведы уверяют, что он один из самых современных художников, а его живопись – одна из самых «стильных и элитных». Прокопчане, без сомнения, им гордятся, ведь это Василий Морозов, художник из Прокопьевска.
От мечты до Европы
– Когда первый раз вы взяли в руки кисточку?
– Наверное, лет в пять. Помню, когда по выходным к нам приходили друзья моих родителей, я рисовал их портреты и раздавал им. Уже тогда мне это доставляло огромное удовольствие.
– Говорят, любовь к творчеству дана свыше, но в жизни обязательно кто-то дает этому толчок. А как было у вас?
– Мне кажется, все в жизни начинается с мечты. Моя детская мечта была – стать художником. Всегда восхищался теми, кто красиво рисовал. Мне тоже хотелось сделать что-то подобное. Несомненный «вклад» внес мой дедушка, который великолепно лепил из пластилина.
– А как вам удалось выйти на европейский уровень?
– Как говорится, совершенно случайно. Однажды несколько моих картин купил директор банка «Форвард», и случайно их увидел один из инженеров ирландской компании Сэм Лан, работавший в то время на нашей табачной фабрике. И в 2000 году мне было предложено сотрудничество с крупной ирландской галереей Sheldonart.
Чувствуя время
– Искусствоведы отмечают, что вы, как никто другой, удивительно чувствуете эхо времени. Как вам это удается? И как художник чувствует время?
– У каждого художника время свое. Его восприятие зависит буквально от всего: образования, воспитания, мироощущения, перемещения в пространстве, информации, которой он владеет, от того, что происходит вокруг, и как мы на это реагируем. Мое ощущение времени складывается в первую очередь из впечатлений, ощущений, переживаний, зависит от общего состояния, в конце концов, даже от удара пульса.
– Получается, что художник, как часть своего времени, передает его в своем творчестве?
– Безусловно, художник творит здесь и сейчас, в определенном времени и пространстве. Он не выбирает, каким путем пойти: если он искренен в своих чувствах, если у него есть талант, какая-то школа, это выливается в произведения, которые всегда будут звучать по-новому.
– Существует ли сейчас особенно востребованная техника, темы в живописи?
– Мы люди сегодняшнего дня, и пространство, которое вокруг нас формируется, требует определенных форм, которые дополняли бы это пространство. В Европе востребовано искусство сегодняшнего дня, новые формы, искусство новых направлений. А Новокузнецк развивается по таким же законам, как и Европа. Впрочем, по-прежнему есть те, кто предпочитает классику.
– У вас своя уникальная методика написания картин. По мнению искусствоведов, найдена абсолютно новая форма выражения творческого начала: реалистический мотив соединяется с тенденцией беспредметности. Как вам это удается?
– Этого можно добиться, сочетая техники XIV-XV века, классическую технику и современную пластику. Воспринимая картину, определенные образы, зритель в то же время сам домысливает, переживает – иными словами, становится сотворцом художника.
– А что ждет живопись в ближайшем будущем? Будет ли она по-прежнему интересна?
– Изобразительное искусство до сих пор живет потому, что оно востребовано обществом. Общение с картиной – способ поразмышлять над собственными проблемами, темами, поиск новых впечатлений. Безусловно, живопись будет интересна. Но нас ждет новый период. Кто знает, быть может, это будет 10, 20, а может и 50 лет спустя. Думаю, в живописи нас ждут неожиданные открытия – некоторые картины смогут изменить привычный взгляд на вещи… Ведь все в мире взаимосвязано.
– Есть ли какая-то общая идея, объединяющая художников современности?
– Об этом сложно говорить, ведь каждый из художников индивидуален. Когда пишу картину, всегда кажется, что воплощаю безумно интересную и актуальную идею, но проходит время, и я понимаю, что есть другие, более интересные. Художник постоянно совершенствуется, вырабатывая новые открытия, концепции, темы.
Муза под заказ?
– Пишете ли вы картины под заказ? И есть ли место чистому творчеству?
– Если вспомнить какие-то исторические факты, то мы видим, что большинство картин, ставшие шедеврами, были написаны на договорной основе. Считаю, что дело здесь не в целях творчества, а в степени даровитости художника. Сам пишу много картин под заказ. И отношение к ним абсолютно такое же, как и к творчеству в чистом виде. Просто работа, не связанная с заказом, позволяет мне поговорить о том, о чем думаю, выразить свои впечатления, ощущения. В таких работах я более свободен.
– А как же муза? Она приходит «под заказ»?
– К этому отношусь скептически. Вдохновение приходит, как только начинаешь работать. Считаю, что нужно работать каждый день – нет, не для того, чтобы создавать шедевры. У музыканта есть уже готовое произведение, и для того, чтобы добиться его великолепного исполнения, он должен репетировать каждый день. А художник сам создает и исполняет произведение, поэтому столь важно в каждодневном постоянном труде оттачивать свой стиль, находки, делать открытия.
Наша справка
В июне 2000 года Ирландия, удивленная творчеством прокопьевского художника, признала его «Художником месяца». Но «Человеком года» в своем родном городе Прокопьевске Морозов стал только через три года после признания в Дублине. А в этом промежутке кроме Дублина выставлялся в Белфасте, Лондоне, Берлине.
«Лондонский курьер» ищет в его картинах отголоски Сикейроса, Кандинского, Сарьяна и недоумевает: откуда у этого человека из холодной Сибири такое буйство огня. Британская газета News Letter тоже пытается увидеть в холстах сибиряка и вдохновенно-магический реализм, и британскую технику пленэра, и импрессионизм, и постимпрессионизм, и футуризм, и даже постсоветский символизм.
Смотрите также:
- Маленькая модель России. Культуролог – об истории края, науке и патриотизме →
- В один конец. Почему люди бегут из Кузбасса? →
- Сергей Капица. «Революция - она в умах!» →