Сельчане задумали вылепить из глины всекузбасскую игрушку

Фото: kuzbass.aif.ru

   
   

А вот крестьяне из села Судженка в Яйском районе теперь местную глину не только почти с самого рождения месят по дорогам, но и лепят из нее удивительной красоты игрушки.

Давно известно, что в Судженке и ее окрестностях есть большие запасы уникальной глины, которая помогала выживать местным селянам в самые лихие времена. Эта глина для любого дела пригодна. Помню, что еще предки мои утверждали, что кринки под молоко только из этой деревни были самые лучшие, потому что крепкие, красивые и молоко в них несколько дней простоит, но не прокиснет. В нынешнее время особой нужды в глиняной посуде или игрушках из глины нет. Но все-таки память предков о необыкновенных свойствах местной глины жива. И самым неожиданным образом глиняное ремесло снова начало возрождаться здесь примерно лет десять назад при участии воспитателей и детей из сельского детского сада.

Ремонт делу помог

Случилось так, что обветшалое здание детского сада надолго пришлось закрыть на капитальный ремонт. И работники, оставшись на время не у дел, начали размышлять, чем бы полезным занять малышей в обновленном после ремонта садике. Все тогда и вспомнили о глине из речки Чендат. Там она хорошо промыта от песка, легко мнется, и из нее, как из пластилина, можно лепить, что пожелаешь. Воспитатель Ольга БОЧАРОВА как раз была одной из тех энтузиасток, которые вспомнили про свойства местной глины.

– Помню, что ребятней мы все детство проводили на нашей речке. Собирали на берегу кусочки глины разных оттенков и разрисовывались ей, словно мелом, и чаще под индейцев, – вспоминает Ольга Алексеевна. – Первые муки детского творчества испытала, когда из обычного старого кирпича пыталась вырубить вазу. Ничего тогда не вышло – кирпич развалился. Сильно расстроилась, а потом поняла, да и родители подсказали, что только из влажной глины можно что-то слепить. Набирать ее нужно в самой речке, прямо под крутым берегом, где течение самое сильное. Родители наши всегда эту глину тоже там набирали и делали из нее краску – охру разных оттенков. Смешивали, например, светлую глину с темной, получался коричневый цвет. Краски-то раньше не найти в деревне было, вот охра всех и выручала.

Лепили из того, что было

Поскольку глина в деревне была ничья и, можно сказать, народная и совершенно бесплатная, воспитатели решили выбрать главным направлением в работе с малышами народное прикладное творчество. А глина, которую начали целыми бачками-парилками в речке заготавливать для работы, стала одним из главных материалов для ваяния. Почти весь коллектив, прежде чем начать учить детей работать с глиной, сам увлекся этим ремеслом. Технологии лепки, сушки и обжига изучались в собственных избах, вместо муфельных печей сгодились обычные жаркие духовки, в которых пироги пекут. А традиции лепки и росписи игрушек пришлось постигать, перечитывая специальную литературу. Краски использовали недорогие и природные – гуашь. Дети, которых воспитатели увлекли необычным занятием, на удивление, могли бойко рассказать и показать, чем, к примеру, отличается дымковская игрушка от игрушки тверской или хохломской, какими красками, кисточками, налепами или мазками они друг от друга отличаются. Воспитатели же рассказывают, что они не ставят цели научить детей точно копировать традиционные особенности всем давно известных игрушек, им главное – развить у детей фантазию, трудолюбие, стремление к творчеству и усидчивость.

На местных выставках судженские поделки получали высокие оценки специалистов, восхищались ими и искусствоведы в художественных учебных заведениях. Удивлялись, как в глухой кузбасской деревне малыши смогли освоить традиции и особенности дымковской или гжельской росписи, да и непростые технологии лепки из глины.

   
   

Будет и кузбасская игрушка

По рассказам жителей села, сейчас многие увлеклись там глиняным промыслом – и стар и млад. О том, чтобы заработать на глине деньги, пока не думают, хотя такие предложения от заезжих предпринимателей деревенским глиномесам поступали. Вот и воспитатель Ольга Бочарова готовится уйти на пенсию, но уверена, что с любимой глиной и дома никогда не расстанется, будет продолжать лепить забавных героев из детских сказок и украшать ими свой сад и огород всем на радость и себе для душевного равновесия. Мастерица уверяет, что глина, как живая, от нее особенное тепло идет. Воспитатели, делясь своими творческими планами на будущее, говорят, что больше не слышали, чтобы еще кто-то кроме них в нашем регионе занимался приобщением детей к народному творчеству при помощи глины. И вполне возможно, что в скором времени тут придумают, слепят и распишут какую-то свою, эксклюзивную игрушку или посуду. И название ей подберут соответствующее местности, где она родится. Может быть, назовут ее судженской, может, кузбасской или даже губернаторской. И найдут, какими особенными узорами и красками расписать, чтобы наш край смог приобрести еще один узнаваемый на весь мир бренд. По крайней мере, над этим уже сейчас задумываются трудолюбивые сельские рукодельники.

Смотрите также: