«Пугала меня кармой». Ссора с гидом испортила сибирячке отдых на Байкале

Гид обязан предоставить экскурсанту информацию об исполнителе услуги, агрегаторе, режиме работы исполнителя и о самой услуге. © / Дарья ГАЛЕЕВА / АиФ

С марта 2025 года в России введены новые правила для гидов и экскурсоводов. Теперь они должны проходить аттестацию каждые пять лет. После этого их данные попадут в специальный Реестр.

   
   

Но увы, бывает так, что человек, даже заказывая экскурсию у проверенных, казалось бы, фирм, попадает впросак. kuzbass.aif.ru делится личной историей.

Мечта сбылась частично

«Я давно мечтала посетить Иволгинский дацан с нетленным ламой Этыгеловым близ Улан-Удэ. Заранее, чтобы все было спланировано и никого не нужно было искать на месте, заказала экскурсию «Шаманские горы в Тапхаре. Иволгинский дацан и его источники» в интернете через агрегатор «Спутник». Он предоставил гида Марианну Любимову», — говорит корреспондент kuzbass.aif.ru Татьяна Аряшкина.

По сути, только с агрегатором у Татьяны и остался документ-договор и чек об оплате брони за экскурсию. Она связалась с Марианной Любимовой и заказала ей напрямую второй билет для мужа. Затем Любимова в мессенджере попросила перевести оставшуюся сумму 8 800 рублей за экскурсию в дацан на другую фамилию и не указывать в платеже, за что переведена сумма. Я перевела 8 800 рублей. По приезде в Улан-Удэ Любимова написала, что экскурсию будет проводить другой гид. Но Татьяна не придала этому значения.

Супруг журналистки, вероятно, отравился в поезде и поэтому не смог поехать в дацан. Утром в день поездки она позвонила Любимовой как организатору и попросила вернуть хотя бы 50% суммы за вторую путевку.

Фото: АиФ
Фото: АиФ

«Я услышала, что группа маленькая, что я все испортила, сорвала поездку, что все мои деньги отдали водителю, который, в конце концов, никуда не поехал. Конечно, после такого и я не поехала с ними в дацан. Деньги мне не отдали, повторив, что я заплатила за полученную услугу» — вспоминает Татьяна.

Понятно, что никакого договора у неё с гидом или организатором экскурсии не было. В итоге пришлось вызывать такси из Улан-Удэ до деревни Верхняя Иволга за 1 055 рублей. На месте женщина заказала экскурсию за 500 рублей, которую по дацану провел настоящий буддийский служитель. Назад в город приехала на автобусе за 100 рублей.

   
   

После возвращения в Кемерово она попыталась оставить отзыв на сайтах, где рекламируют индивидуальные и авторские экскурсии в Улан-Удэ от опытных гидов, но там что-то написать было невозможно. А на одном из сайтов даже нашлась памятка, кто может это сделать: «Оставить отзыв может только тот путешественник, который забронировал и оплатил экскурсию, а затем её посетил. На следующий день после проведенной экскурсии вы получите письмо и, нажав на ссылку в тексте, сможете разместить свой отзыв. Также отзыв можно написать со страницы бронирования экскурсии. Других способов разместить отзыв не существует».

Отзывы на экскурсию оставляли хорошие. Фото: АиФ

В списках не значится

Мы обратились за комментарием к Надежде Мухачёвой, входящей в клуб гидов Улан-Уде и Бурятии. Она ответила, что у гида должен быть бейдж, что он прошёл аккредитацию в Иволгинском дацане, и реестр таких гидов есть на официальном сайте. Но Марианна Любимова в их списках не числится.

Сразу после этого в редакцию позвонила и сама Марианна, которая с места в карьер начала обвинять нас в очернении её репутации и грозить судом, если где-то выйдет публикация. На вопрос, какой у неё номер аккредитации, Марианна ответила, что в данный момент у неё нет аккредитации, она только будет её получать, а группам помогает просто на добровольных началах. В такое волонтёрство в деле, где замешаны финансы, верится с трудом, но, предположим, мы с этим утверждением согласились. Также мы пообещали дать слово самой Марианне, поэтому представляем её версию событий.

По словам Любимовой, возврат денег совершается только при наличии справки с тремя медицинскими печатями от официальной медицинской организации. Но часть денег (3 800 руб.) Марианна всё равно вернула, хотя справки не дождалась.

«То, что Татьяна не приехала на экскурсию и ею не воспользовалась, это уже вопрос к ней. Места в автомобиле для двоих были зарезервированы, оплачены. Материал для экскурсии был подготовлен. В дацан и горы ездят с подношениями, они тоже были закуплены, — пишет госпожа Любимова. — Было потрачено 15 500 руб: примерно около 2 500 рублей на бензин (завод машины в зимний период, 300 км туристического маршрута), мойка автомобиля (подготовка экскурсии) 1 500 рублей, подношения 1 500 рублей. Предоплата и оплата рабочего дня водителя 6 000 руб. Гид 4 000 руб. Гид выехал и отработал. Для нас экскурсия была убыточная, но мы не отказали никому и свои обязательства выполнили».

Что делать?

Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу Надежда Кутькина:

- Чтобы не попасть в такую ситуацию, туристу необходимо знать, что экскурсовод (гид) обязан предоставить экскурсанту информацию об исполнителе услуги, агрегаторе, режиме работы исполнителя и о самой услуге. При заключении договора дистанционным способом экскурсовод также обязан разместить все сведения о сроках, цене экскурсии и порядке расчётов за неё. Гид обязан выдать туристу кассовый чек, подтверждающий оплату услуг. Осуществление такой деятельности без выдачи кассового чека и взимание платы за услугу путём перевода денежных средств на счет физического лица может указывать на нарушение норм налогового законодательства, а исполнитель обязан вести законную предпринимательскую деятельность.

В данной ситуации правоотношения возникли у туриста со «Спутником». Если услуга не была оказана в указанный срок и если потребитель сообщил о неоказанной услуге агрегатору, турист вправе предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате суммы, уплаченной предварительно за бронирование. Агрегатор возвращает сумму предварительно полученной им оплаты в течение 10 календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования. Владелец агрегатора не будет нести ответственность за убытки, причинённые потребителю вследствие предоставления ему недостоверной информации в том случае, если сам агрегатор не менял ничего в этой информации, а просто разместил её у себя на сайте.

В случае получения недостоверной и неполной информации о туре (экскурсии), исполнителе услуг, агрегаторе потребитель вправе обратиться с мотивированным заявлением в территориальный орган Роспотребнадзора.

На сайте Министерства экономического развития РФ можно узнать, находится ли интересующий вас гид в едином федеральном реестре экскурсоводов (гидов). Внесение сведений в единый федеральный реестр экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере туризма.

Каждые пять лет — переаттестация

По данным Visit Kuzbass, c марта 2025 года гиды и экскурсоводы обязаны каждые 5 лет проходить аттестацию. При работе у них должна быть карточка с QR-кодом, который ведёт на их профиль в реестре. Туристы смогут легко проверить квалификацию гида.

Если гид не пройдёт аттестацию, но продолжит работать, ему грозит штраф от 7000 рублей и отмена экскурсий.

Также с 1 сентября 2024 года частные гиды обязаны проводить экскурсии только по договору. А с 1 марта 2025 года в договоре нужно указывать номер записи гида в реестре.

По данным на 10 марта, только 80 гидов в Бурятии получили право проводить экскурсии. Ближайшая аттестация для экскурсоводов и гидов-переводчиков запланирована на 23 апреля 2025 года. Приём документов продлится до 18 апреля включительно. Для сравнения: в Татарстане уже аттестованы 472 гида, включая гидов-переводчиков, в Иркутской области – 254, а в Забайкальском крае – всего 21 человек.