В Архангельском техникуме строительства и экономики отчисленный 18-летний студент Артемий Корюков напал с ножом на преподавательницу русского языка и литературы, социального педагога и студента прямо в учебном заведении. Теперь ему грозит до 15 лет тюрьмы, а пострадавшим предстоит долгое восстановление. Психолог Мария Мясникова рассказала kuzbass.aif.ru, почему дети становятся насильниками-террористами и как родителям не допустить подобного.
«Миссия» убивать
«Ребёнок копит свои обиды, злость и ненависть. Обычно такие дети имеют мало социальных связей (друзей, доверительных отношений с семьей), и они чрезвычайно уязвимы. Такой ребёнок остаётся наедине со своими негативными мыслями, которые ни с кем не может разделить и которые никто не помогает ему скорректировать. Поэтому им легко управлять, он начинает искать поддержку в каждом, кто проявит к нему интерес и внимание. Здесь попадание под влияние деструктивной идеологии (студент выложил пост до нападения с запрещённой организацией — Ред.) сыграло как раз роль слушателя и понимающего человека. Такие группы предлагают простое объяснение сложных проблем (мол, во всём виноваты они), дают чувство принадлежности к „избранным“, кто „видит правду“, и предоставляют оправдание насилию, возводя его в ранг борьбы за правое дело», — говорит психолог.
После накопления обид, продолжает Мария Мясникова, Артемий Корюков начал «тренироваться» — известно, что он увлёкся виртуальными играми, где расстрелял своих обидчиков из техникума. По словам эксперта, совершая виртуальное насилие, человек психологически готовится к реальному действию, при этом снижается критичность к своим действиям и будущее преступление считается «миссией».
Как не вырастить террориста?
Как заметить признаки подобных изменений в своих детях и не вырастить террориста?
Мария Мясникова говорит, что обычно это комбинация признаков — резкие смены интересов, круга общения и поведения. Ребёнок замыкается в себе, часто сидит в чатах и группах экстремистских организаций. В лексике можно замечать резкие высказывания: «Это всё они», «Все во всём виноваты» и т. п. Из-за чувства обиды и желания отомстить мир ребёнка делится на чёрное и белое, своих и чужих.
Чтобы этого не допустить:
- Выстраивайте доверительные отношения. Это основа основ. Ребёнок должен знать, что с любой проблемой, обидой или неудачей он может прийти к родителям, его выслушают, не осудят и помогут, а не прочтут нотацию.
- Будьте в курсе его интересов. Интересуйтесь не только оценками, но и тем, какую музыку он слушает, в какие игры играет, с кем общается онлайн. Не контролируйте тотально, а проявляйте искренний интерес.
- Если вы заметили тревожный контент, не спешите кричать «запрещено!» Спросите: «Почему тебе это интересно? Что тебя здесь привлекает?» Попытайтесь понять мотивацию и мягко предложить альтернативный взгляд.
- Говорите с детьми о том, как работают экстремистские группы: они манипулируют чувством одиночества и обиды, чтобы использовать человека в своих целях.
- Показывайте на своём примере, как можно конструктивно решать споры и переживать неудачи.
- Если не справляетесь сами, обращайтесь к психологу. Не бойтесь и не стесняйтесь просить помощи у специалиста, если видите, что ребёнок становится замкнутым, агрессивным или погружается в деструктивные субкультуры.
Неопасным никогда не будет
Напомним, как пишет arh.aif.ru, пострадавшие от рук Артемия преподаватели входили в педагогический совет, который решил отчислить Корюкова — возможно, это и стало повод для его агрессии. Раньше парень имел хорошую репутацию, увлекался авиамодельным спортом и даже добивался успехов, но в техникуме у него начались проблемы с учёбой и дисциплиной.
За несколько часов до нападения он сменил аватарку в соцсетях на изображение человека в маске с оружием, а также разместил фото американского преступника с подписью.
В результате нападения серьёзные ранения получила преподавательница Ольга Иванова — она была срочно госпитализирована в реанимацию, сейчас её состояние тяжёлое, но стабильное. Остальным помощь оказали на месте. Студенты поддерживают пострадавшую завуча и отмечают, что она никогда не относилась к ним и к Корюкову плохо.
Артемий сам сломал себе жизнь. Мария Мясникова считает, что вернуть моральное и ментальное состояние Артемия до того, каким он был до нападения, невозможно. Произошедшее навсегда останется частью его биографии и будет нести след. Но проработать с ним травмы и радикальные установки, чтобы снизить опасность для общества, можно и нужно.
«Это долгий и трудный путь без стопроцентных гарантий, для успеха которого нужна мотивация, желание самого человека меняться и время, потому что это работа не на месяц и даже не на год. Важно учитывать, есть ли личностные расстройства. Даже после длительной работы полную гарантию того, что человек больше никогда не проявит агрессию, дать невозможно», — заключает специалист.