Обвал. Почему произошла трагедия на разрезе «Черниговский»?

Спасатели выполнили свою работу, теперь дело стало за правоохранителями - нужно выяснить причину обвала. © / МЧС РФ

В течение всего дня спасатели пытались достать рабочих разреза из-под завала. Сначала на поверхность подняли тела 39-летнего бульдозериста и 35-летнего машиниста экскаватора, а уже ночью удалось извлечь тело третьего рабочего, 64-летнего машиниста экскаватора. Корреспондент «АиФ-Кузбасс» постарался выяснить, почему произошла трагедия.    
   

Нарушили правила?

СУ СК по Кемеровской области возбудило уголовное дело по факту нарушения правил безопасности при ведении горных работ. «Пока говорить о предварительных причинах рано. Сейчас на разрезе работает специальная комиссия. Ростехнадзору ещё предстоит выяснить, почему произошла трагедия», – говорит Юрий Моор, старший помощник Кемеровского межрайонного прокурора по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли. По данным угольной прокуратуры, в этом году на шахтах и разрезах Кузбасса произошло уже 67 несчастных случаев, из них десять со смертельным исходом.

Фото: ГУ МЧС РФ

Согласно отчётам Ростехнадзора, чаще всего несчастные случаи на шахтах и разрезах происходят из-за обрушения горной массы и взрыва метана. Но, к сожалению, анализ причин аварий говорит о том, что виноватыми в них оказывается не природа, а люди, нарушающие правила техники безопасности. Например, когда 22 января прошлого года на шахте им. Дзержинского произошёл взрыв метана и погибли три человека, эксперты установили, что источником воспламенения стала сигарета.

Кажется, только-только начало забываться горе горняцких аварий на «Распадской» (9 мая 2010 г. при взрыве здесь погиб 91 человек) и «Ульяновской» (19 марта 2007 г. погибло 110 горняков). Кузбассовцы даже немного успокоились и перестали следить за авариями, которые уносили по одной жизни. И вряд ли запомнилось, например, 22 мая 2015 г., когда на шахте «Осинниковской» произошло обрушение конструкций и погиб 52-летний горнорабочий. Считается, что открытая добыча угля безопаснее подземной и риск возникновения аварий на разрезах ниже, чем на шахтах. Однако правила техники безопасности, написанные шахтёрской кровью, одинаковы для всех.

Фото: ГУ МЧС РФ

По мнению Виктора Бунина, председателя Кузбасской территориальной организации Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, можно было бы сберечь десятки горняцких жизней, если бы руководство угольных предприятий внимательнее следило за безопасностью: «При открытой добыче горные породы разделяют на горизонтальные слои. В процессе работы боковая часть карьера становится ступенчатой. Между ступенями должно быть определённое расстояние.

Оно зависит от параметров техники, которая здесь работает, и свойств пород. Если все параметры соблюдать, то обвалов никаких не будет. На «Черниговском» обвал произошёл в то время, когда часть породы переносили на новое место маленькими экскаваторами. Возможно, рабочие подработали подошву, и угол откоса стал критическим, что вызвало оползень». Но, по мнению Виктора Александровича, беда в том, что соблюдать правила техники безопасности на любом разрезе и следить за тем, чтобы уступ и угол откоса соответствовали расчётам, – дело затратное. На глазок копать быстрее и выгоднее!

Фото: ГУ МЧС РФ

Кого наказывать?

По данным угольной прокуратуры, виновным в авариях на шахтах чаще всего признаётся руководство, недоглядевшее и не проследившее за соблюдением правил ТБ. Так, от трёх до шести лет колонии получили осуждённые за гибель горняков на «Ульяновской». Правда, суды по аварии продолжались с 2010 г. Первыми суд наказал инженера по технике безопасности и диспетчера. Сотрудники Ростехнадзора, бывший директор и ещё пятеро работников шахты наказания сначала избежали. Но родственники погибших обратились в областной суд. В итоге виновными в нарушении правил техники безопасности признаны и те. Только вот, чтобы наказать виновных, потребовалось восемь лет.

   
   
Фото: ГУ МЧС РФ

Совсем недавно суд приговорил бывшего инспектора Новокузнецкого территориального отдела Ростехнадзора к штрафу в 800 тыс. руб. и лишению права занимать должности на государственной службе на два года. Следствие установило, что с августа по октябрь 2014 г. мужчина за вознаграждение покровительствовал должностным лицам шахт «Есаульская», «Осинниковская» и «Усковская». Бывший инспектор закрывал глаза на нарушение пресловутых требований правил промышленной безопасности или же смягчал наказание. Взамен он получал материалы для строительства своего коттеджа в Мысках. К сожалению, пока такие коттеджи стоят выше жизней горняков.