Истязал три часа, полиция не приехала. Какой срок дали убийце студентки

За убийство с особой жестокостью Канюс сядет на 17 лет. © / Владислав Канюс/ ВКонтакте / личный архив

Два с половиной года назад из социальных сетей в общественное пространство вылилась страшная новость. В течение трёх часов Владислав Канюс в квартире истязал бывшую возлюбленную 23-летнюю Веру Пехтелеву, пока она не погибла.

   
   

И вот Кемеровский областной суд вынес убийце приговор: 17 лет в колонии строго режима и четыре млн рублей компенсации морального ущерба родителям.

Можно ли было предотвратить гибель?

Когда случаются подобные трагедии, возникает невольный вопрос: «Как же так? Неужели никто не захотел помочь? Почему соседи не вызвали полицию?» В этой же истории соседи, поняв, что происходит что-то неладное, все три часа пытались в прямом и переносном смысле достучаться. Они бились в дверь, за которой происходило многочасовое издевательство над Верой Пехтелевой. Они не менее семи раз позвонили в полицию, но наряд так и не приехал.

Только тогда, когда уже ничего нельзя было исправить, опять же соседи вскрыли ломом железную дверь квартиры. Но девушка, на теле которой впоследствии эксперты насчитали 111 различных травм, уже была мертва.

Вину не признал

Изначально поражало и родителей погибшей Веры Пехтелевой, и неравнодушных кемеровчан то, что уголовное дело было возбуждено по ст. 105 УК РФ «Убийство». Однако в марте 2021 года решением судьи Ленинского районного суда г. Кемерово дело вернули в прокуратуру с формулировкой: «фактические обстоятельства ... свидетельствуют о наличии оснований для квалификации действий ... как более тяжкого преступления».

111 различных травм Канюс нанёс Вере Пехтелевой, а затем задушил её.

Дело переквалифицировали и в суде 28 июля этого года рассматривали по п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство, совершенное с особой жестокостью). Эта статья предусматривает лишение свободы на срок от 8 до 20 лет, а также пожизненный срок в колонии строгого режима.

Канюса осудили на 17 лет (приговор в законную силу ещё не вступил). При этом его оправдали в части обвинения в изнасиловании. Не получил он наказания и за то, что насильно удерживал девушку у себя в квартире в связи с истечением срока давности.

   
   

Вины, несмотря на тяжесть улик, убийца так и не признал. Об этом сообщили уже после вынесения приговора в пресс-службе СУ СК РФ по Кемеровской области: «Со следствием обвиняемый не сотрудничал, вину не признал».

Хотя известно, что он заранее замыслил убить бывшую возлюбленную, и даже поделился задуманным с братом, который живёт в Новосибирске. Затем этому же молодому человеку позвонила подруга Веры, обеспокоенная, что Вера перестала выходить на связь. И из Новосибирска, видимо поняв всю опасность ситуации, он приехал в Кемерово, заранее прихватив лом, с помощью которого, собственно, смогли вскрыть дверь очевидцы. Но было поздно, Канюс уже задушил свою жертву.

Полицейские ещё не осуждены

А что же полицейские, которые так и не пришли на помощь? Изначально на Дмитрия Тарицына и Михаила Балашова было заведено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ («Халатность»). Но суд, рассматривая дело 26 февраля 2021 года, посчитал необходимым возвратить уголовное дело в прокуратуру Ленинского района, согласившись с доводами защиты и гособвинения в том, что из-за их халатности наступила смерть девушки. Такие действия, а точнее, бездействия, соответствует признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека). Это уже более тяжкая статья.

«Уголовное дело в отношении них находится на рассмотрении в суде», - сообщили в пресс-службе следственного комитета.

Реакция родителей

Говорят, что время лечит. Но и через два с половиной года родители Веры Пехтелевой не готовы мириться с тяжёлой утратой. Когда теряешь ребёнка так страшно, а потом узнаёшь, что через 17 лет убийца выйдет на волю ещё достаточно молодым человеком, продолжит свою жизнь, а Вера уже никогда не вернётся, эмоции сдержать невозможно. Безусловно, они ждали более сурового наказания – пожизненного срока.

После заседания суда родители, переполненные болью и отчаянием, высказали открыто свою точку зрения по поводу столь мягкого, по их мнению, приговора. Они считают, что не обошлось без коррупции. И высказывают предположение, что теперь полицейские смогут избежать наказания.