Экономические прогнозы. Как заработать в кризис и не потерять деньги

Угольная отрасль стагнирует не только в Кузбассе. © / pixabay.com

Развал сделки ОПЕК+ и пандемия значительно потрепали мировую экономику. Кузбасс не исключение. Какие отрасли просели больше всего? Как быстро восстановится экономика области? Можно ли заработать в кризис? На эти и другие вопросы корреспонденту «АиФ в Кузбассе» ответил кандидат экономических наук Юрий Буланов.

   
   

Уголь уходит в прошлое

Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: Юрий Николаевич, пандемия коронавируса существенно подорвала мировую и российскую экономику, а как она повлияла на экономику Кузбасса? Какие отрасли больше всего попали под удар?

Юрий Буланов: Первопричиной стал не коронавирус. Всё началось немного раньше - с развала сделки ОПЕК+ в начале марта, когда страны - участники соглашения не договорились о снижении добычи нефти и, как следствие, цены на неё сильно упали. А коронавирус только усугубил ситуацию. Согласно данным Росстата за пять месяцев, в два раза снизилась прибыль предприятий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А прибыль - важнейший источник формирования регио­нальных бюджетов. Соответственно, в два раза снизились поступления в местные бюджеты по налогу на прибыль.

Кузбасс - не исключение, но ситуация отличается от российской: у нас прибыль организаций, по последним опубликованным данным, составила лишь 17% к уровню прошлого года. При этом просроченная кредиторская задолженность выросла до 212 млрд руб., а просроченная задолженность по заработной плате - до 529 млн руб. Основная причина - в чрезмерной сырьевой зависимости экономики региона. Самый большой вклад в отрицательную динамику этих показателей внесла угледобыча. Также в два раза упала прибыль в строительной отрасли.

Пандемия коронавируса и меры по борьбе с ней в большей мере повлияли на средний и малый бизнес. Это сфера услуг: общественное питание, косметические салоны, спортзалы, туризм и т. п. Не так давно в СМИ прошла информация, что после частичного снятия противопандемических ограничений в Москве не возобновили работу 20% предприятий сферы услуг; в нашем регионе, я думаю, цифры примерно такие же. А с введением новых карантинных мер ситуация усугубится.

- В сложившейся ситуации какая отрасль экономики Кузбасса требует серьёзного реформирования?

- Безусловно, угольная: в экономике региона она занимает около 40%, и последние годы эта доля росла. Но всему есть предел: мир меняется, угольная энергетика постепенно уходит в прошлое. Есть известный исторический пример: почему закончился каменный век? Не потому, что закончились камни, а потому что сначала камень заменила бронза, а далее бронзу - железо. Точно так же и с углём. За предшествующие 10 лет в мире появились новые технологии, которые существенно удешевили добычу сланцевой нефти и сланцевого газа, их выход на рынок и уронил цены на главные энергоносители. А уголь в этой тройке занимает последнее место, он наименее удобный в использовании и самый неэкологичный.    
   

Тех цен на уголь, которые были в мире ещё недавно, уже не будет. В 2011 году они доходили до 130 долларов за тонну, в этом году держатся на уровне 50-ти. В лучшем случае они останутся на этом уровне, в худшем - упадут. Не исключён, конечно, кратковременный небольшой рост цен. Но цены рынка формируют покупатели, а при избытке предложения энергоресурсов они не будут переплачивать.

- Кузбасс - угольный край. Разве без добычи этого полезного ископаемого наша область выживет?

- Угольная отрасль, безусловно, должна и будет жить, но прежних масштабов в ней уже не будет, это лучше принять как грядущую неизбежность и начать планомерно уменьшать добычу угля. Надо развивать и другие направления: например, добычу редкоземельных металлов, используемых в электронике. Эти металлы востребованы, а цены на них намного выше, чем на энергоносители. Отсюда можно выстраивать и новое направление специальной металлургии, что близко традиционной специфике экономики региона. Не только в недрах, но и в извлечённых породах, которые лежат десятками тысяч гектаров в отвалах добычи, есть такие металлы.

Есть у нас и шламохранилища - просто кладезь полезных элементов, их давно пора начать перерабатывать. Неперспективно тратить силы на то, чтобы удержаться на рынке, который уходит, стратегически правильно направить усилия на то, где есть будущее и перспективы развития. Не стоит забывать и о тех отраслях, которые у нас есть помимо угольной - металлургическая, фармацевтическая, строительная, машиностроительная. Всё это можно и нужно развивать и поддерживать.

Подъёма пока не будет

- Долго ли экономика Кузбасса будет восстанавливаться?

- Экономика области не автономна, она напрямую связана с российской. А что ещё произойдёт в условиях нынешней неопределённости, пока никто не знает. Конечно, прогнозы существуют, и они разные, но большинство из них не вызывают доверия. Можно обратиться к среднесрочному прогнозу Банка России. Если в начале года прогнозы были умеренно-оптимистичными, то теперь все основные показатели (динамика прироста ВВП, расходы на потребление, накопление капитала и т. д.) аналитики банка оценивают с отрицательной динамикой. Это значит, что не нужно ожидать заметного восстановления и подъёма экономики в этом году.

- Насколько наша власть была готова к пандемии? Была ли у неё подушка безопасности?

- Думаю, что к такой ситуации не была готова не только наша область, но и наша страна и мир в целом. Разве кто-то думал, что вирус масштабно перешагнёт границы Китая? Нельзя быть готовым ко всему, но нужно уметь адекватно реагировать на возникающие угрозы. В нашей стране есть фонд национального благосостояния. Надеемся, что его хватит, чтобы преодолеть кризис. У регионов таких фондов нет, их подушка безопасности - привлечение заёмных средств. В этом году объём государственных заимствований вырастет, в том числе и в нашей области. Эти деньги нужно отдавать из будущих доходов. Будут ли доходы в достаточном количестве для оплаты имеющихся долгов, это уже другой вопрос.

- Юрий Николаевич, в столь сложное время на чём можно заработать деньги? Как их вообще не потерять? Стоит ли рисковать, например, вложившись в то, что особенно востребовано в период пандемии?

- Не могу советовать пытаться заработать на рынке валют - в кризисные моменты можно больше потерять. Можно вложить средства в облигации финансовых институтов. Но нужно быть максимально осторожным и грамотным в этих вопросах, чтобы оценить все риски, потому что на фондовый рынок система страхования вкладов не распространяется. Сохранить накопления и покрыть инфляцию помогут банковские вклады. Если вы задумали серьёзные покупки или хотите оформить ипотеку, не откладывайте, это рациональные решения, но в стремлении спасти свои сбережения от инфляции не переплачивайте. Воздержусь от совета начать свой бизнес, разве лишь в том случае, если вы уверены в своих силах, знаете рынок и располагаете собственными финансами. Радикально менять направление профессиональной деятельности всё же не стоит, но частично перепрофилироваться можно. Если, например, у вас есть швейное производство, почему бы не освоить новые сегменты местного рынка? Не только медицинские маски…

Сейчас многим из нас предстоит пересмотреть структуру своих расходов исходя из фактических доходов. Не нужно без крайней необходимости влезать в новые долги, лучше всего переждать и не пытаться заработать, ведь можно больше потерять.

Досье
Юрий Буланов родился в 1961 г. в Новокузнецке. По первому образованию металлург, выпускник Сибирского металлургического института, кандидат экономических наук, продолжает научную деятельность и преподавание в родном университете. Имеет награды: медали «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени, «За вклад в образование и науку», «За бизнес во имя созидания», юбилейную медаль «Новокузнецк - 400».