Кризисная лихорадка. В 4,2 раза уменьшилась прибыль угольщиков в Кузбассе

Мировые цены на уголь снижаются уже два года. В 2024 г. ценник на энергетический уголь за 10 месяцев снизился на 12% до $106 за тонну, на коксующийся - на 13% до $248 за тонну. © / Пресс-служба Администрации Кемеровской области

На неделе шахта «Анжерская» в Кузбассе заявила о сокращении работников. Число проблемных предприятий углепрома растёт.

   
   

Что происходит в главной отрасли Кузбасса и каким видится её будущее?

Сокращения и простои

На шахте «Анжерской» под сокращение попадут более 100 работников. Как уверяют, полной остановки добычи не планируется. Из-за снижения инвестиций руководство вынуждено оптимизировать численность коллектива.

«Анжерская» — уже третье угольное предприятие в регионе, которое настолько лихорадит, что невозможно больше скрывать. Напомним, ранее компания «Южный Кузбасс» заявила о приостановке добычи на шахте «Ольжерасская Новая» из-за сокращения рынков сбыта. А ситуация на шахте «Инской» и вовсе напоминает 1990-е: работники по полгода не видят денег, объявляют о голодовках и забастовках, директор и собственник предприятия под следствием.

В целом, по данным министерства угольной промышленности региона, на конец октября в отрасли падение по всем статьям: добыча снизилась на 8,2%, объём вывоза — на 9,8%, экспорт — на 11,9%. Один плюс — зарплата у шахтёров выросла на 13%. «С учётом новых вызовов, возникших в угольной отрасли, объёмы добычи в Кузбассе начали уменьшаться, хотя производственные возможности и запасы угля позволяют извлекать больше», — отмечают в ведомстве.

Удар по бюджету

Логично, что кризис в углепроме ударил по областному бюджету: доходы текущем году уменьшились на 5,8 млрд руб., расходы — на 6,3 млрд, а дефицит составил небывалую сумму — 94,2 млрд руб. По данным министра финансов Игоря Малахова, снижение доходов связано с падением цен на уголь, ростом затрат на его перевозку и со снижением спроса. Прибыль кузбасских предприятий снизилась в 2,5 раза, а добывающих — в 4,2 раза. В результате власти вынуждены сокращать расходы и замораживать строительство больниц, школь, объектов ЖКХ (подробнее об этом — в ближайшем номере 50 «АиФ в Кузбассе»).

   
   

Власти ситуацию не скрывают и стараются нормализовать в меру своих сил. Так, на «Инской» областной штаб решил выплатить зарплату за три месяца уволенным работникам, а также отсрочить им платежи за детей в детсадах и за коммунальные услуги.

Глава правительства Андрей Панов заявил, что угольная отрасль находится в «тяжелейшем кризисе». И назвал причины: кратное падение мировых цен на уголь, опережающий инфляцию рост железнодорожных тарифов, увеличение логистических и операционных затрат, удорожание кредитов, санкции, введение вывозных экспортных таможенных пошлин и пошлин Китая на импорт российского угля. «Получился букет проблем, которые, дополняя друг друга, усиливают кризисную ситуацию», — подытожил он.

По словам председателя правительства, угольщики вынуждены сокращать добычу, из-за чего растут убытки, сворачиваются инвестиции. «Шахты и разрезы, не входящие в крупные промышленные группы, первыми встали под удар, так как не имеют необходимого запаса прочности. Да и у крупных корпораций он не бесконечен», — подчеркнул Андрей Панов.

Выход есть?

С 1 декабря правительство РФ отменило экспортную пошлину на коксующийся уголь. Также оно продлило мораторий на экспортные пошлины в отношении антрацита и энергетического угля. Новость победно разнеслась в Сети по пабликам чиновников.

Губернатор Илья Середюк объяснил, что даст эта отмена: «Из-за пошлины цена на уголь была дороже, чем у конкурентов из других стран. И мы на мировом рынке конкурировали и проигрывали в этом. Мы теряли контракты. Уголь приходилось продавать себе в убыток. И компании, те, которые покрупнее, с трудом, но могли позволить себе нести такие убытки. А небольшие угольные предприятия начинало лихорадить. И как результат мы видим, что ситуация на ряде предприятий находится за пределами возможного. Отмена пошлин сделает цену продажи нашего угля более выгодной, чем у конкурентов из других стран. А значит, наш уголь станет конкурентоспособной продукцией на мировых рынках».

Также глава региона просил о введении моратория на повышение железнодорожных тарифов (по сравнению с 2017 г. они выросли на 270%), о понижающих коэффициентах на экспортные перевозки (раньше были такие), о скидках на перевозку по РЖД в направлении северо-западных и южных портов, а также о том, чтобы государство регулировало цены на перевалку угольной продукции в портах. Но пока это остаётся на уровне пожеланий.