В прошлом году потребление цемента в Сибирском федеральном округе снизилось на 5% к уровню 2021-го и составило около 5,8 млн тонн. О том, что происходит на рынке сейчас и как будут развиваться события дальше, в интервью нашему изданию рассказал первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Валерий Бодренков.
Три сценария
Татьяна Лапик: Валерий Александрович, с какими результатами «Сибцем» завершил прошлый год?
– В 2023-м негативная динамика сохранится?
– Мы рассматриваем три возможных сценария дальнейшего развития событий – оптимистичный, рабочий и консервативный. В соответствии с рабочим планом не исключаем в 2023 году снижения спроса на цемент в России на 7% к уровню 2022-го. При этом надеемся, что меры, предпринимаемые правительством страны, помогут сгладить негативные тенденции. В цементной отрасли сегодня нужно наращивать спрос. Только в этом случае заводы смогут завершить жизненно важные проекты по техническому переоснащению, обеспечить должное качество и широкий ассортимент продукции. Но не менее значимо и другое: при увеличении объёмов производства цемента необходимо прийти к сбалансированной структуре потребления.
– Какой она должна быть?
– Оптимальная структура потребления цемента, на наш взгляд, выглядит так: 50% продукции идет на жилищное строительство, 25% – на возведение промышленных предприятий и еще 25% – на создание инфраструктуры (дорог, мостов, больниц, стадионов, торговых центров и т. д.). Но в реальности всё иначе. Например, в Сибирском федеральном округе в 2022 году 80% цемента ушло на жилищное строительство (многоквартирное и индивидуальное). Благодаря решению Президента России, поручившего продлить программу льготной ипотеки до 1 июля 2024 года, спрос на новостройки сохранится. В то же время мы видим, что на возведение объектов промышленности и инфраструктуры направлено лишь 20% цемента, а значит, их строительство идет низкими темпами.
– Это критично для развития территории?
– Да. Людям, которые сегодня приобретают жильё, необходимо где-то работать. И, конечно, всем нам хотелось бы жить в комфортных условиях – ездить по безопасным дорогам, иметь в шаговой доступности от дома современные школы, больницы, детские сады, места отдыха. Особенно важно это для Сибири – сложного для проживания региона, обладающего при этом огромным потенциалом. Важно, что именно на повышение качества жизни людей нацелена утверждённая правительством РФ Стратегия социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года.
Торг уместен?
– Некоторые аналитики говорят о низком уровне конкуренции на российском рынке цемента, концентрации производств в составе крупных компаний. Вывод цемента на биржу административным путём, по их мнению, позволит снизить цены.
Но позволю себе не согласиться с этим. Прежде всего, нужно отметить: объединение цементных заводов в холдинги является мировой практикой. Консолидация даёт капитало- и энергоёмким производствам возможность системно проводить ремонты и модернизацию оборудования, а значит, продолжать устойчивое развитие, в полном объёме отгружать клиентам стройматериалы стабильно высокого качества.
Что касается конкуренции, сейчас в России свою продукцию свободно продают десятки отечественных и зарубежных поставщиков цемента, только в Сибири их около 20. При значительном профиците мощностей мы ведём борьбу за каждого потребителя, нередко работаем с минимальной прибылью. Уже 14 лет цена на цемент существенно отстаёт от его себестоимости, уровня инфляции, стоимости квартир в новостройках, а предприятия «Сибирского цемента» загружены в среднем на 48-57%. Кроме того, на протяжении 20 лет производство цемента на душу населения в России составляет около 300-400 кг в год, в то время как в соседних государствах аналогичный показатель равен от 800 кг до 1,5 тонны.
Представители отрасли считают, что цемент не обладает в полной мере всеми свойствами биржевого товара, а вопрос вывода нашей продукции на торги требует глубокого анализа. В этих целях НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» подготовлена и направлена в Минпромторг России презентация «Обзор обстоятельств, препятствующих выводу цемента на биржу». Кроме того, экономический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в сотрудничестве с НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» сейчас готовит исследование по анализу зарубежного опыта биржевой торговли цементом, которое позволит прояснить многие спорные моменты.
– Что конкретно может произойти на рынке, если биржевая торговля цементом все-таки будет организована?
– При отсутствии на бирже реальных покупателей цемент как товар окажется низколиквидным, его станут продавать по заниженной стоимости. А если цена опустится ниже точки безубыточности? Это точно не выгодно производителю. Или другая ситуация: сегодня большая часть продаж осуществляется с отсрочкой платежа, а торговля на бирже предполагает предоплату. Согласится ли на это потребитель?
Необходимо учитывать также логистические особенности реализации цемента, нюансы взаимодействия с каждым клиентом, рост издержек производителей, вынужденных создавать специальные подразделения для организации биржевой торговли.
Сложности наверняка возникнут и в связи с сезонным характером производства и потребления цемента. Скажем, в Сибири спрос на него в июле может в четыре-пять раз превышать аналогичный показатель января. Кроме того, процесс реализации может стать менее прозрачным – есть риск появления перепродавцов, сокращения числа прямых контрактов.
Государство поможет?
– Та же «дорожная карта» предполагает регистрацию внебиржевых договоров на товары, торгующиеся на бирже. Как относитесь к этой инициативе?
– Считается, что это поможет лучше контролировать факторы, влияющие на ценообразование. В идеале биржа должна стать своего рода ценовым администратором, который даст органам власти, потребителям, производителям точные данные о средней цене на товар. Но разве сегодня для этого недостаточно государственных информационных систем, на развитие которых, к слову, тратятся огромные деньги?
Если говорить о строительной отрасли и производстве цемента, имеющихся в настоящее время механизмов государственного контроля вполне достаточно для того, чтобы поддерживать здоровую конкуренцию и вести мониторинг цен. Не спорю, некоторые процессы и алгоритмы необходимо усовершенствовать. Например, работу по агрегированию и анализу информации о стоимости стройматериалов логично организовать в рамках единой государственной структуры, принимающей сведения по принципу одного окна. И такой площадкой вполне может стать ФГИС ЦС Минстроя России.
– Представители власти прислушиваются к аргументам цементников?
– Мы делаем все возможное, чтобы представить свои доводы максимально широкому кругу экспертов. Так, в начале февраля вместе с коллегами принимали участие в VI Международной научно-практической конференции «Защита конкуренции в условиях глобальных экономических и социальных изменений». Мероприятие, организованное Федеральной антимонопольной службой, издательской группой «Юрист» и Институтом международного права и экономики имени А.С. Грибоедова на базе Санкт-Петербургского государственного университета, объединило представителей законодательной, судебной и исполнительной власти, бизнес-сообщества, ведущих ученых и преподавателей, практикующих юристов.
В ходе конференции мы обсудили многие актуальные вопросы, но по большому счету основной темой дискуссии стало то, как в сегодняшних экономических условиях обеспечить равновесие между механизмами государственного регулирования и рыночной экономики, выстроить и сохранить баланс в системе «рынок – власть – наука».
На форуме звучали разные мнения. И, на мой взгляд, наша точка зрения была услышана представителями Федеральной антимонопольной службы, Государственной Думы, другими участниками.
Объективно взглянуть на цементную отрасль, её проблемы и пути их решения позволит и экспертно-аналитическое исследование «Состояние конкуренции на товарном рынке цемента в условиях применения неопределенным кругом покупателей рыночной (переговорной) силы». Работу над научным трудом под руководством доктора юридических наук, ректора Московского университета имени А.С. Грибоедова Владислава Гриба в течение двух лет вели специалисты этого университета при участии ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС), ООО «СМ ПРО».
Исследование уже издано тремя томами. Уверен, его результаты будут полезны для бизнеса, науки, госорганов, помогут развеять многие мифы об отечественной цементной промышленности.