Кузбасская доля. Что и где будут добывать в регионе?

Уголь по-прежнему является "чёрным золотом" для Кузбасса. © / Анна Иванова / АиФ

В прошлом году в Кузбассе добыли угля на 8% меньше, чем в 2021 г. Объёмы продолжают падать: за первый квартал 2023 г. показатель углепрома - 54 млн тонн вместо 57-ми прошлогодних.

   
   

О том, как влияет ситуация в мире на угольщиков и что ещё пользуется популярностью у добытчиков в Кемеровской области, рассказал начальник департамента по недропользованию по СФО (Сибнедра) Алексей Партолин.

Участки проданы

В 2022 г. Сибнедра неплохо заработали - 1,2 млрд руб., тогда как планировалось 998 млн руб. Деньги в основном поступали от разовых платежей за проданные участки недр. Львиная доля этой суммы - более 800 млн руб. - платёж за угольный участок «Берёзовский Восточный-2». Это место на границе двух округов - Новокузнецкого и Прокопьевского, рядом со своим же действующим предприятием купил разрез «Берёзовский».

На этот год план у ведомства повыше - 2,4 млрд руб. Сиб­недра планируют получить вдвое больше средств с аукционов на месторождения. Как пояснил Алексей Партолин, в этом году запланировано 11 подобных аукционов.

Торги объявлены в том числе и на кузбасские участки. В конце апреля ведомство провело три аукциона. Два из них - угольные: участок «Магистральный-2» ушёл за 961 млн руб. АО «СУЭК-Кузбасс», а участок ныне закрытой шахты им. Шевякова (под Междуреченском) - за 228 млн руб. АО «Распадская-Коксовая» (по данным электронной площадки ГИС-Торги). Ещё один участок в Гурьевском МО - Северо-Урской - продан за 152 млн руб., там будут добывать не как обычно в регионе «чёрное золото», а жёлтое - драгоценный металл.

Таким образом, Сибнедра уже наторговали на 1,342 ­млрд руб. в Кузбассе, чем обеспечили себе более половины годового плана.

Алексей Партолин и не скрывает, что основные доходы ведомство получает от нашего региона.    
   

«Самыми крупными по поступлению в бюджет являются аукционы, которые проводятся на участках угольных месторождений. За счёт таких участков свой план и выполняем», - говорит он. В целом на территории, за которую ответственны Сибнедра, действует 1094 лицензии. Почти половина из них - 544 -  кузбасские.

Лицензии не отзывали

Не всегда компании, купившие участки недр, распоряжаются ими правильно. Широко известна история с минеральным источником Терсинским: в 2019 г. Сибнедра досрочно отозвали лицензию на добычу воды у местной компании из-за нерациональной эксплуатации месторождения. В 2020 г. ведомство отозвало пять угольных лицензий в Кузбассе: одну - по причине невыполнения собственником условий пользования недрами, остальные по заявлениям самих компаний.

В прошлом году ни одной лицензии не отозвали. Это вовсе не значит, что владельцы участков стали сознательнее. Просто законы стали к ним демократичнее.

«Начиная с пандемии правительство предпринимало шаги в части поддержки недропользователей - накладывался мораторий путём перенесения рассмотрения сроков уведомлений о досрочном прекращении права пользования недрами на последующий год. Мы не можем просто так прекратить лицензию, получив информацию о нарушении.

Прежде мы должны вручить уведомление о возможном досрочном прекращении, установив в нём срок для исправления: от 3 до 12 месяцев. Обычно даём больший срок, потому что пандемия была и в дальнейшем тоже случались сложности в работе. Большинство недропользователей всё-таки исправляется. Те уведомления, которые закончились в прошлом году, были перенесены на год. Государство посчитало, что жёсткие меры к недропользователям в нынешних условиях пока рано применять, надо помогать исправиться», - объяснил руководитель Сибнедр.

Интерес упал?

«За 2022 г. ни одна крупная компания не сдала лицензии. Добыча угля стала на 8,7% меньше, чем в 2021 г. Это незначительное проседание, и связано оно с перестраиванием логистических цепочек. Уже 2023 год показывает, что спрос по инициированию аукционов достаточно оживлённый. Поэтому на нашем уровне мы не видим, что ситуация усугубилась. Например, добыча золота на территории Сибнедр составила около 3,5 тонны - на 19% больше, чем в 2021 г. Здесь неправильно будет говорить об ухудшающихся тенденциях в части влияния на недропользователей».

По золоту Кузбасс тоже в лидерах - добыл около 2 тонн за год, больше всех в Сибири. Значит ли это, что участки с золотом будут продаваться активнее, чем с углём? Как пояснил Партолин, с одной стороны, на такие участки есть ажиотажный спрос и поступление доходов, а с другой - добыча ведётся на берегах рек и порой вызывает озабоченность местных властей и жителей. Поэтому в ведомстве «очень точечно» подходят к выделению территорий для добычи драгоценного металла.