План шестилетки. На что в Кузбассе потратят 83 миллиарда рублей

Значительную часть федеральных денег снова направят в Шерегеш, где активно застраивают новый сектор. © / Анна Городкова / АиФ

В Кузбассе стартовала новая программа социально-экономического развития, рассчитанная на шесть лет.

   
   

Сколько денег и на что планируется потратить? С какими итогами завершилась предыдущая программа?

Ключевые проблемы

В конце декабря премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому нашему региону вновь дадут федеральный куш на развитие в 2025-2030 гг.

В документе отмечается ряд ключевых проблем Кузбасса. Во-первых, зависимость региональной экономики от угледобычи. Во-вторых, инфраструктурные ограничения в городах и районах, которые мешают реализации новых инвестиционных проектов. В-третьих, острый дефицит поставок природного газа. В-четвёртых, сложная демографическая ситуация: число жителей сокращается из-за миграционных и естественных причин. И, как следствие, в регионе сложился высокий дефицит кадров.

В связи с этим на ближайшую шестилетку власти определили шесть основных направлений: снятие инфраструктурных ограничений, развитие технологического суверенитета, малого и среднего предпринимательства, кадрового потенциала, туризма и угольной отрасли.

На Шерегеш и Кемерово

Комплекс мероприятий включает 15 пунктов, на них планируется выделить 82 млрд бюджетных рублей. Непосредственно из федеральной казны ожидается почти 30 млрд руб., из региональной — около 6 млрд. Весомый источник финансирования — 28,2 млрд — средства в рамках списания 2/3 задолженности субъектам РФ по бюджетным кредитам. Такую меру поддержки регионов ввели в прошлом году: сэкономленные деньги должны тратиться по целевому назначению на развитие субъектов. Ещё 18,5 млрд руб. ожидается от нацпроекта «Инфраструктура для жизни».

   
   

Бюджетные миллиарды пойдут на два аэропорта (в Кемерове и Шерегеше), развитие коммунальной инфраструктуры Шерегеша, модернизацию вузовских кампусов (КемГУ, КузГТУ и СибГИУ), строительство второй очереди Кузбасского технопарка. Более четверти средств потратят на строительство объектов инфраструктуры, необходимых для снятия инфраструктурных ограничений в муниципалитетах. В каких именно — не уточняется.

Отдельным пунктом программы прописаны кемеровские стройки: уже упомянутый аэропорт (второй этап реконструкции 2,2 км взлётно-посадочной полосы), 9 км автодороги от ул. Сибиряков-Гвардейцев до кластера по производству аммиака и карбамида, коллектор и канализационно-насосная станция для КРТ. Ещё есть раздел, посвящённый углепрому, но без деталей. Ожидается, что будет разработана программа по повышению эффективности угольной отрасли Кузбасса на федеральном уровне.

В итоге власти рассчитывают, что программа на шестилетку привлечёт 250 млрд руб. частных инвестиций в экономику региона, а также позволит создать 5,8 тыс. новых рабочих мест в неугольных отраслях. Чего ещё ждать народу к 2030 году? Повышения продолжительности жизни с 70,7 до 75,7 лет. Роста реальных денежных доходов почти на 38% к уровню 2020 года. Снижения уровня бедности с 9,9 до 7,5%.

Не всё удалось

Когда принимали первую программу, в ней тоже говорилось о продолжительности жизни — с 70 лет в 2020 году до почти 73 в 2024-м. Не получилось. Ещё говорили о 13 тыс. новых рабочих мест вне угольной занятости и о привлечении дополнительно 30 млрд руб. инвестиций. В министерстве экономического развития Кузбасса нам сообщили о показателях, которых удалось достичь: 21 млрд частных вложений и около 6 тыс. новых рабочих мест — меньше, чем рассчитывали.

Также в министерстве рассказали, что большинство мероприятий, запланированных в прошлой программе СЭР, удалось воплотить в жизнь. Главное и самое дорогое — дорога-обход Кемерова. Турпоток в Шерегеш увеличился до 2,7 млн туристов в 2024-м и имеет перспективу роста до 3,2 млн человек к 2030 году. В целом за четыре года регион получил более 51 млрд руб. из федеральной казны, ещё 35 млрд было потрачено из регионального бюджета.

Но не всё успели. В частности, в КузГТУ на 2025 год перенесли ремонт общежития № 3, корпуса № 4 и столовой. Причиной стало нарушение подрядчиком сроков проведения работ.

Также подрядчики сорвали сроки строительства нескольких объектов в Шерегеше — канализационных очистных сооружений в секторе Е и объектов тепло- и водоснабжения. «Заказчиком направлено исковое заявление в суд об уплате подрядчиком штрафных санкций. Реализация мероприятий по строительству объектов тепло- и водоснабжения СТК „Шерегеш“ будет продолжена в рамках программы социально-экономического развития до 2030 года», — заверили в министерстве.

Как у соседей?

Правительство РФ согласовало индивидуальные программы социально-экономического развития на 2025-2030 гг. ещё четырём сибирским регионам. Республики Алтай, Тыва, Хакасия и Алтайский край получат по 6 млрд руб. из федерального бюджета. Хакасия, например, на эти деньги будет развивать туризм, малый и средний бизнес, снимать инфраструктурные ограничения. А в Алтайском крае планируется потратить средства на туризм, создание особой экономической зоны в Барнауле, строительство дороги в обход Бийска.

Топ-5 самых дорогих строек шестилетки

  • 22 млрд руб. — объекты инфраструктуры в муниципалитетах (2026-2030).
  • 16,7 млрд руб. — комплексное развитие СТК «Шерегеш» (2025-2030).
  • 13,8 млрд руб. — коллектор и канализационно-насосная станция для КРТ в Кемерове (2026-2030).
  • 9,3 млрд руб. — реконструкция взлётно-посадочной полосы аэродрома в Кемерове (2025-2027).
  • 9 млрд руб. — автодорога от ул. Сибиряков-Гвардейцев до химического кластера в Кемерове