Под сокращение. Второй кризис НКВЗ не пережил?

В 2013 г. премьер Дмитрий Медведев похвалил новокузнецкие вагоны, но через два года это не спасло 1100 их производителей от потери рабочих мест. © / Правительство РФ

Аман Тулеев обратился в прокуратуру с просьбой дать оценку действиям владельцев Новокузнецкого вагоностроительного завода. По его словам, собственники не проводят модернизацию предприятия, не ищут заказы, накопили долги по зарплате, налогам и кредитам, а на все вопросы властей отвечают отписками.

   
   

Взлёты и падения

К тому, что нередко старые предприятия не справляются с требованиями нового времени и закрываются, мы уже привыкли. Но Новокузнецкий вагоностроительный завод – предприятие молодое, оно открылось в 2008 г., и продукция, казалось, будет востребованной. «В 2006-2007 гг. в Кузбассе наблюдался рост добычи угля, была острая необходимость в вывозе этих объёмов. В тот момент не хватало грузовых вагонов. Но как только мы произвели монтаж нового оборудования, закупили материалы, приняли людей, грянул кризис», – рассказывал через два года после открытия директор предприятия, а ныне мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов.

Из того кризиса худо-бедно предприятие выкарабкалось: в 2011 г. завод даже стал лидером в Кузбассе по темпам роста производства в машиностроении, а в апреле 2013 г. один из собственников с гордостью демонстрировал перспективный «инновационный полувагон» премьер-министру Дмитрию Медведеву. И тут новый кризис. Оказалось, что угольному Кузбассу вагоны в таком количестве, какое производит НКВЗ, не нужны. В 2014 г. работники получали 2/3 зарплаты. В 2015 г. на предприятии сложилась настолько критическая ситуация, что под сокращение попал весь коллектив – 1100 человек.

На собрании работников в начале апреля, куда приехали заместители губернатора, мэр города и другие представители власти, собственники предприятия Андрей Бакай и Евгений Подъяпольский сообщили, что у завода нет заказов на вагоны, зато он имеет долги перед бюджетами всех уровней, и в мае ожидается введение процедуры наблюдения. Убытки они связывают с перенасыщением рынка, снижением объёмов перевозок, ростом цен на металл, высокими ставками банков по кредитам.

Уголь нужен, а вагоны нет? Фото: flickr.com

Кто защитит трудягу?

«В начале апреля 2015 г. начата процедура сокращения всех работников завода – 1100 человек. Данную цифру мы умножаем на три, т. к. практически у всех работников есть семьи и дети. Думаю, это немало в масштабах города с населением в 550 тыс. человек», – считает председатель первичной профсоюзной организации НКВЗ ГМПР Денис Топкаев. Сотрудники службы занятости уже провели несколько ярмарок вакансий для сокращённых заводчан.

«Но даже при оказанной поддержке со стороны власти поиск вакансий для освобождающихся специалистов превратился в серьёзную проблему. В реальном секторе экономики ощущается спад. Часто мы становимся свидетелями того, как одни собственники оптимизируют штат, а другие вводят режимы неполного рабочего времени», – рассуждает председатель профсоюза.

По его словам, на новом месте скорее всего люди будут получать на 20-30% меньше, т. к. уровень зарплат упал. Сейчас на заводе работает спецкомиссия. Возможно, ей удастся спасти предприятие, как это было уже не раз и не с одним «загибающимся» заводом нашей области. Почти все предприятия в определённый период начинали работать с чистого листа. Но многие из них трудные времена не пережили. В любом случае Денис Топкаев советует и своим коллегам, и работникам других предприятий, столкнувшимся с проблемами, не сдаваться.

   
   

«Если предприятие маленькое, то работникам лучше объединиться и встать на учёт в крупную профсоюзную организацию, где есть опытные специалисты, которые при возникновении трудовых споров и на государственные инстанции помогут выйти, и документы собрать, и заявления составить», – говорит профсоюзник Топкаев.

Например, когда в 2014 г. работники НКВЗ больше 15 дней не получали зарплату, то профсоюз помог им воспользоваться правом, гарантированным 142-й статьёй ТК РФ: они уведомили работодателя в письменной форме и приостановили работу до выплаты задержанных денег. Т. о. получили возможность и на стороне подработать, и сохранить как минимум 2/3 заводской зарплаты.