В Кузбассе всё тревожнее: работники шахты «Спиридоновской» пожаловались на задержки зарплаты. По прогнозам минугля, при отсутствии инвестиций предприятие ждёт банкротство. И это не первая угольная компания в регионе, пострадавшая от кризиса.
В правительстве РФ утвердили меры поддержки угольных предприятий — общие и адресные. Но для этого угольщикам придётся отказаться от выплаты дивидендов.
Докажите убыточность
Общая помощь — все угольщики получат отсрочку по НДПИ и страховым взносам до 1 декабря. В отдельных случаях эта мера поддержки может быть продлена — кому и на сколько, решит подкомиссия при правительстве РФ, возглавляет которую министр финансов Антон Силуанов. Также предприятия получат адресные субсидии на компенсацию части стоимости логистических затрат при экспорте угольной продукции на дальние расстояния. Компаниям из Сибири, которые занимаются экспортными перевозками в северо-западном и южном направлении, компенсируют 12,8% тарифа. Тем, у кого накопились серьёзные долги, пообещали реструктуризировать кредитную задолженность.
Кроме того, будут утверждены планы финансового оздоровления предприятий отрасли, в том числе предусматривающие помощь акционеров, а также ограничения на выплату дивидендов, повышение оплаты труда топ-менеджерам, оптимизацию затрат. Как уточнил замминистра энергетики Дмитрий Исламов, подкомиссия по финансовой устойчивости уже рассматривает возможность адресной помощи 17 предприятиям угольной отрасли.
Чтобы получить адресную помощь, надо доказать убыточность. «Перед тем, как правительство и подкомиссия будут принимать решение о предоставлении индивидуальных мер поддержки, предприятие должно будет доказать, что им приняты все меры по оптимизации собственных затрат, что нет никаких дорогостоящих, ненужных покупок, что не было повышения заработной платы топ-менеджерам и выплаты дивидендов. Если же меры оптимизации не были выполнены, если дивиденды выплачивались, то предприятие не в состоянии будет обратиться за мерами господдержки», — пояснил губернатор Илья Середюк.
Дивиденды — из госбюджета?
По итогам 2024 года, более половины предприятий углепрома стали убыточными.
Председатель Росуглепрофа Иван Мохначук рассказал, что «угольный генералитет» по итогам 2023 г. выплатил дивиденды в размере 41 млрд руб. По его словам, когда угольщики пришли за помощью к премьер-министру Мишустину, тот им напомнил про миллиарды дивидендов. «А вы тогда не подумали, что могут быть тяжёлые времена?» «Чтобы не просить льготы, можно бы притормозить на какой-то период выплаты дивидендов, пройти кризис, а потом дальше вернуться к нормальной жизни», — рассуждает Мохначук.
А вообще 41 миллиард — это большая сумма для таких выплат? «Установить какую-то определённую планку по выплате дивидендов практически невозможно. Всё зависит от сектора экономики, где работает компания, величины прибыли», — объясняет Евгений Харлампенков.
Он отмечает, что ряд компаний по итогам 2024 года не планирует платить дивиденды — металлургические, машиностроительные, химические. А энергетики и нефтяники (но не все) продолжат выплату дивидендов. По мнению экономиста, из-за неопределённости внешних условий можно ожидать выплат от компаний, ориентированных на внутренний рынок, особенно от банков и крупных торговых сетей.
«Дивиденды выплачиваются с чистой прибыли компании, после уплаты налога на прибыль. Поэтому если отчётность предприятия показывает убытки, то выплачивать дивиденды нельзя. В 2023 г. угольные компании сработали с прибылью: в соответствии с налоговым кодексом всю чистую прибыль можно тратить на дивиденды. А вот в 2024 и 2025 годах угольным предприятиям придётся потуже затянуть пояса», — заключает эксперт.
Чего ждать дальше?
«Были приняты, на мой взгляд, эффективные меры, позволяющие высвободить часть оборотных средств за счёт отсрочки уплаты части платежей», — оценивает федеральную поддержку Илья Середюк.
Как уточнил замминистра Дмитрий Исламов, после второго квартала будут подводиться итоги. «Мы оценим, насколько эффективны те меры, которые приняты, какой они эффект оказали. Если ситуация не будет улучшаться, то мы будем возвращаться к тому, что потребуются дополнительные меры поддержки как общесистемного характера, так и адресные», — подчеркнул замглавы Минэнерго.