Работали по инерции. Какие сокращения ждут углепром Кузбасса

Уголь нужен, но добыча сокращается © / stafichukanatoly / pixabay.com

В углепроме ожидают снижение объёмов добычи топлива на 12% по сравнению с прошлым годом. Как это отразится на работниках и экономике Кемеровской области?

   
   

Сложные условия

«Угольная отрасль находится сегодня в сложных условиях. Это обусловлено эмбарго, которое было введено 10 августа в странах Евросоюза, поставка туда полностью остановлена. Но отрасль продолжает работать. За 8 месяцев мы добыли 143,5 млн тонн угля, это всего лишь на 9,2% ниже прошлогоднего», - сообщил министр угольной промышленности Кузбасса Олег Токарев в прямом эфире из Центра управления регионом.

Он рассказал, что в первом квартале угольщики отработали с хорошим плюсом и от компаний поступило много налогов в бюджет. Напомним, сумма налоговых платежей за первое полугодие составила более 96 млрд руб., что в шесть раз больше аналогичного периода 2021 г.

«Во втором квартале после начала спецоперации у компаний ещё сохранялись контракты, и они по инерции хорошо отработали, - говорит министр. - А уже в третьем квартале «почувствовали разницу». Снижение добычи началось из-за санкций, проблем с контрактами с Евросоюзом и другими. В 2022 г. министерство ожидает сокращение добычи угля в регионе до 215 млн тонн. Разница в 2021 г. составляет 28 млн тонн, или 12%. По словам Токарева, сейчас на складах скопилось «очень много угля» - более 18 млн тонн. То есть уголь для продажи имеется. Но кто его купит?

В 2022 г. планируем добыть 215 млн тонн. если не будет ещё усложнений на рынке угля.

«Рынки всегда будут, есть потребность в нашем угле и у Китая, и у Индии, и у других стран Азиатско-Тихоокеанского региона». Однако по-прежнему острой остаётся проблема вывоза топлива по железной дороге в восточном направлении. По словам министра, благодаря губернатору регион добился для своих угольщиков «более-менее нормальной квоты» на восток - не менее 48,5 млн тонн угля. «Это как-то поддержит наших угольщиков, но, конечно, для нас этого недостаточно. Однако угольные компании находят другие рынки сбыта, грузят через южные порты Чёрного моря. И отправка угля на сегодня идёт. Хотелось бы лучше. Но, во всяком случае, ни одна компания не заявила, что будет сокращать людей. Все пока работают в плановом режиме».

Что закрылось?

Официально о приостановке работы в Кузбассе объявила только шахта «Сибирская», она находится в Беловском МО и принадлежит группе компаний «Углепроминвест». Примечательно, что предприятие запустили в эксплуатацию в январе 2022 г., но уже летом были вынуждены снизить объёмы из-за проблем с вывозом продукции. «У них люди все в работе, на 2/3 никого не отправили, трудятся в полном режиме - наводят порядок на предприятии, проводят работы по совершенствованию безопасности. Все при деле», - заверил министр. По данным сайта шахты, там работает 1,6 тыс. человек. Полностью остановила работу фабрика «Тайбинская» (Киселёвск, АО «ТопПром»).

«Им выдано предписание. Здание в аварийном состоянии, фабрика остановлена, люди частично сокращены, перешли на другую работу. Остался только обслуживающий персонал для охраны фабрики», - пояснил Олег Токарев и заверил, что остальные угольные предприятия в регионе работают в стабильном режиме.

   
   
Есть потребность в нашем угле и у Китая, и у Индии, и у других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Фото: pixabay.com

Кроме того, к открытию в 2022 г. готовятся два новых предприятия - обогатительная фабрика «Сибирская» («Углепроминвест») и разрез «Верхнетешский» («Сибантрацит»). В целом за год угольщики планируют инвестировать в отрасль не менее 110 млрд руб.

Нужна дешёвая энергия

Не первый год в регионе поднимается вопрос о глубокой переработке угля. Как рассказал министр, не так много технологий, которые позволяют получить большую добавочную стоимость от переработки. Но подвижки есть.

«Мы рассматриваем проект Топпрома по сорбентам угля. У них на заключительном этапе проектирования фабрика, в 2023 г. начнётся строительство. Понимаем, что сорбент угля нужен не только для очистки воды, но и для разделения газов. Вообще в промышленности широко используется, в катализаторах автомобилей. В нынешних санкционных условиях этот завод будет кстати не только для Кузбасса, но и для всей промышленности России», - сообщил он.

На вопрос о будущем кузбасского углепрома Олег Токарев отвечает: «Перспективы большие, ведь энергетика от угля - самый дешёвый источник. Мы видим, что всё больше появляется электрических автомобилей, для их зарядки нужна дешёвая энергия. Тем более все страны АТО эффективно развивают свою экономику, и для электроэнергии им тоже нужен уголь. Даже в Европе уже расконсервируют электростанции, понимая, что энергия на угле дешевле, чем на газе. Общая потребность во всём мире - более 7 млрд тонн, поэтому рынок большой, как и перспективы».