Праздник для всех. Новый год не отделим от чуда

Новый год - прежде всего семейный праздник. © / pixabay.com

Детская писательница Юлия Лавряшина родилась в Кемерове, а в 2006 году вместе с семьёй переехала в подмосковный Королёв. Там она наладила прочные связи со столичными издательствами. Но и о своих кемеровских читателях тоже не забывает: обязательно встречается с ними, когда приезжает на свою малую Родину.    
   

В преддверии Нового года корреспондент «АиФ в Кузбассе» побеседовал с Юлией Лавряшиной о том, чем праздничные торжества в столице отличаются от кемеровских и исполняет ли Дед Мороз заветные мечты. 

Семейный праздник

Наталья Исаева, «АиФ в Кузбассе»: Юлия Александровна, вы верите в новогодние чудеса? Происходили ли они когда-нибудь с вами?

Юлия Александровна: Признаюсь: новогоднего чуда ждала с детства, а оно всё никак не происходило. И вот однажды, когда была ещё подростком, 31 декабря кто-то подложил в наш почтовый ящик шоколадку. И я, как будущий писатель, сразу нафантазировала таинственного рыцаря, пожелавшего порадовать меня. Увы, потом обнаружила подпись на обёртке – шоколад таким образом подарила наша знакомая. И всё же своего новогоднего чуда дождалась! Именно в такую волшебную ночь любимый и единственный муж Артур сделал мне предложение. Я, конечно же, ответила согласием.

- Астрологи советуют в этом году на праздник наряжаться в белое, чтобы следующий год был удачным. А вы верите в такую «магию» цветов? Как будете встречать Новый год, есть ли семейные традиции? 

– Все новогодние приметы – это не более, чем игра, но почему бы не поддержать её? Мы же все готовы в эту ночь ненадолго вернуться в детство.  Мы впервые за долгие годы в новогоднюю ночь соберёмся всей семьёй. Наша старшая дочь Оля, конечно, нарядит дом, она – мастер декора. Сын Женя с женой Юлей и наша младшенькая дочка Настя обязательно придумают сюрпризы и конкурсы, да и я внесу свою лепту. У нас всегда бывает очень весело! Наверняка и внучёк Дима чем-то порадует – он любит проводить квесты. Что касается традиций… Когда Настя была маленькой, 1 января мы всегда ездили в Московский зоопарк, поздравить любимых зверюшек с Новым годом. Но ей уже пятнадцать, её туда больше не тянет, но, может быть, теперь Димочку будем возить.

Игра воображения

А в Деда Мороза верите? Доводилось ли вам когда-нибудь им быть, и что любите больше: дарить подарки или получать?

   
   

– Наверное, потому что пишу для детей, в тайне продолжаю верить в чудеса, в том числе и в Деда Мороза. Верю, что игрушки живые, и не могу бросить «мишку на пол». И подарки же появляются у кровати, пока ребёнок спит! Не чудо ли? Другое дело, что актёров, приходящих в костюме Деда Мороза, мы не приглашаем. Была одна неудачная попытка, когда ещё Оля была маленькой. Но нас глубоко разочаровало поведение пьяненького «волшебника», и больше мы не рисковали.

Было дело, что я сама была в роли главного волшебника! Нарядилась Дедом Морозом, когда младшей дочке было полгода, и страшно пожалела об этом. Потому что она испугалась и начала звать маму, а мамы-то нет! Один страшный дед рядом… Хотя я старалась изобразить доброго и весёлого дедушку. Видимо, артистка из меня не очень. А дарить подарки невероятно люблю! У нас под ёлкой всегда просто гора коробочек и свёртков. Даже если это маленький сувенир, даритель его упаковывает и подписывает, а потом мы все вместе открываем подарки, и это проходит очень весело.

– Многие любят пересматривать на новогодних каникулах «Иронию судьбы, или с лёгким паром» и другие советские фильмы. А какая новогодняя история из вашей биографии могла бы стать сюжетом для книги или кино?

– Сюжет моих книг – это всегда плод воображения. В том числе и новогодние истории, которые нередко случались в романе «Тёмное эхо», например. Недавно его переиздали в «Эксмо» в моём сборнике «Простить нельзя помиловать». В романе телевизионщик Матвей устраивает для детей праздник в больничной палате: «Не успели они с Машей, не встречаясь взглядами и разговаривая только с сияющим от счастья Мишкой, нарядить ёлочку фантиками от конфет, авторучками и флакончиками, как Матвей явился вновь. Аркадий разве что рот не раскрыл, увидев его в костюме пирата и в косматом парике, цвета хвоста гнедой лошади, поверх которого пламенела бандана. Глаз у него был перевязан черной тряпкой.

- Здорово, салаги! – прорычал он не своим голосом, и мальчишки, как детсадовцы, завизжали от восторга. Матвей грозно прикрикнул:

- Цыц! Отставить писк! Я набираю команду морских волков, а не новорождённых кутят. Кто не сачканёт отправиться со мной за настоящими новогодними сокровищами?
«Ходячие» тотчас вскочили с коек, и Аркадий успел заметить, как на Мишкином лице, похожая на театр теней, разыгралась драма отчаяния. Но в этот момент пират рявкнул:

- Лежать! Тот, кто оторвёт задницу от своей кровати, отправляется на берег. И держитесь покрепче!
Аркадию пришлось отвернуться, чтобы не видеть, как счастливо прыснул его сын на «неприличном» слове... Как просияли Машины глаза: «Ты видишь? Ты понял? Как можно не влюбиться в него?!» «Да ведь мы сами придумывали такие же корабли! Мы с тобой, - ему захотелось тряхнуть её хорошенько, чтобы очнулась. – И сокровища у нас были не хуже, чем у него. И мы были счастливы… Наверное, мы просто слишком привыкли к своему счастью».

В истории для подростков «Прощай, Кобра!» тоже новогодние события. Они, кстати, происходят в Кемерове. Вот как ребята устраивают праздник мальчику Ване, который после аварии потерял возможность ходить: «Никогда ещё у него не было такого новогоднего праздника! Как Насте удалось уговорить свою маму пригласить незнакомых соседей к ним в гости, Ваня даже спрашивать не стал. Даже если она и применила волшебство, пусть…Ведь Новый год не отделим от волшебства! «Для тебя тоже есть костюм, - объявила Настя, когда Ваня только появился на пороге их квартиры. – За мной!.. Вот! – она с ликующим видом взмахнула плащом тореадора и нахлобучила на Ваню шляпу… Знаешь, сколько тореадоров страдает в схватке с быками? Сами виноваты, если честно! Нечего лезть к животному. Он-то им ничего не сделал…»

Но мальчик ни в какую не хотел быть тореадором. Тогда Настя предложила ему стать Зорро.

«А кресло – это твой конь». «Да это прошлый век!» – возмутился мальчик. «Во-от! Как раз родителей порадуешь, пусть детство вспомнят. Будет им такой новогодний подарок». Мальчик в душе обрадовался возможности доставить радость маме, ведь до сих пор ему не представилось случая отблагодарить её за настоящую ёлку, от запаха которой замирало сердце, когда он просыпался ночами. А главное за то, что все вечера она теперь проводила дома, и они играли в лото, и в слова, и вместе смотрели фильмы. Всё изменилось так внезапно, что походило на чудо… Относиться к которому нужно очень бережно».

Выходил и отдельный детективный рассказ для детей «Новогоднее преступление». Но таких историй не происходило на самом деле. А вот один эпизод, недавно вошедший в повесть для детей «Пока, лосось!», случился, когда я училась в школе. Играла Снегурочку в новогоднем празднике, и у меня отключился микрофон. Но в повести обыграла это, как мне кажется, гораздо смешнее, чем было в реальности.

Царство света и ёлок

– Юлия Александровна, чем отличается празднование нового года в Москве и Кемерове?

– Мне трудно сделать какие-то обобщения, потому что мы всегда встречаем Новый год семьёй. Не представляю, что происходит в других семьях… А вот новогодняя Москва потрясает воображение! Это просто царство света, иллюминации, огней, ёлок. Вся Красная площадь превратилась в новогодний подарок, настроение поднимается само по себе! Но самое удивительное, что ребятишек невозможно увести с небольшой кучки снега, которую привезли на Красную площадь. Лучшего развлечения, чем дарит сама зима, никто ещё не придумал! А в Сибири недостатка в снеге обычно не бывает, не то, что в Москве. С нежностью вспоминаю своё детство, когда мы строили снежные лабиринты, ползали по белой целине между старыми домами на Радуге, где я жила. И горки тогда делали из снега – высоченные! Мы часами катались с подружками.

Но здесь другие радости. Семьёй всегда в каникулы устраиваем прогулку по центру столицы, напитываемся впечатлениями. Хотя таких же гуляющих очень много, но это не омрачает радости – чувствуешь себя частью гигантской семьи, в которой все счастливы. По крайней мере, в эти дни.

– У детей начнутся новогодние каникулы, а что бы посоветовали для семейного чтения, чтобы было интересно и детям, и их родителям?

– Недавно прочитала вслух внуку (ему шесть лет) новую очень добрую и красочную книгу Юлии Венедиктовой «Лучший друг по имени Лучик». Она о приключениях симпатичного щенка. Димка был в восторге! Юля – прекрасный писатель, и она тоже родом из Кузбасса. А с недавних пор мы с ней стали родными людьми – она вышла замуж за нашего сына Женю. Сейчас у неё вышла ещё одна чудесная детская книга уже о котике, «Филька и компания». Она тоже подарит малышу радость!

Ну и свои книги я с чистой совестью рекомендую ребятам школьного возраста. Они все увлекательны настолько, чтобы ребёнок взял их в руки и не смог оторваться – я позаботилась об этом. Знаю, как непросто в наше время книге конкурировать с гаджетами и прочими радостями. Но когда герои – абсолютно живые ребята, с которыми хочется подружиться, и с ними происходит множество невероятных приключений, а написана история хорошим языком, то ребёнок проведёт каникулы с книгой, не сомневайтесь.

ДОсье
Юлия Лавряшина родилась в 1965 г. в Кемерове. Окончила Кемеровский государственный институт культуры, библиотечный факультет. Автор более 40 книг прозы и сборника стихов, ряда пьес. Издавалась в Москве, Новосибирске, Кемерове. Член Союза писателей России с 1995 г. Лауреат Международной детской литературной премии им. В.П. Крапивина за повесть «Улитка в тарелке» и др. литературных премий.