Снеговик в шубе и пушистый Чебурашка. Какие фигуры украшают Кузбасс

Ольга Санникова и её работа – кот Леопольд с мышами. © / Из личного архива Ольги Санниковой

Есть в Сибири давняя зимняя забава – слепить снеговика. В наши дни снежные деды Морозы, Снегурочки, зверюшки и герои мультфильмов украшают площади и дворы. В Таштагольском районе умельцы шагнули дальше: не просто лепят фигуры, а «одевают» их.

   
   

Скульптор-модельер из посёлка Спасск Ольга Санникова рассказала корреспонденту «АиФ в Кузбассе», чем полезно такое творчество.

Снежное «тесто»

Анна Иванова, «АиФ в Кузбассе»: Ольга Витальевна, большинство мастеров раскрашивают свои скульптуры из снега гуашью, а вы их «одеваете». Как и почему у вас возникла эта идея?

Ольга Санникова: В 2011 году я стала заведующей детским садом. Нам необходимо было построить снежный городок, и я вспомнила: когда мои дети ходили в садик, они постоянно пачкали одежду краской (любили носить светлую одежду, и на ней всегда оставались пятна гуаши). Поэтому я решила попробовать намораживать на снежные фигуры ткань. Первой «одетой» фигурой был дракончик, появившийся в преддверии Года дракона по китайскому календарю. С тех пор традицию соблюдаю: каждую зиму делаю фигурку – символ будущего года.

– Намораживание ткани – это авторская техника или вы у кого-то учились, где-то подсмотрели?

– Возможно, на тот момент она и была авторской. По крайней мере, мне не встречались подобные фигуры ни в книгах, ни в Интернете. А теперь не одна я так делаю. С нашими фигурами люди любят фотографироваться. Были гости даже из Германии – в соцсетях потом часто вижу фото. Сторожа детского сада не очень любят этот период, потому что много желающих зайти сфотографироваться. Но люди всегда спрашивают разрешения и ничего не ломают.

– Вы также делаете фигуры в Спасске, Таштаголе, Шерегеше. Там на них покушаются вандалы?

   
   

– Увы, бывает и такое. В этом году вырезала на площади Ленина в Таштаголе композицию из кота Леопольда и двух мышат. Приехала их «одевать», а мордочки у животных сломаны, остались только спины. Конечно, было разочарование. Но что поделаешь? «Замесила» снежное «тесто» и восстановила их, только уже головы по-другому повернула, чтобы их было сложнее сломать.

А в посёлке ни разу мои снежные скульптуры не ломали. Не знаю, как объяснить такое разное отношение. К примеру, я мастерю, а мальчик бьёт мышонка ледянкой. Я ему сделала замечание, а он продолжает. Рядом стоит его мама, молча смотрит, а когда я обратилась к ней, услышала в ответ: «Ещё сделаешь – никуда не денешься».

Но в основном люди относятся с благодарностью, бережно. Многие наблюдают за процессом создания, интересуются, не замерзла ли я. Надо отдать должное сотрудникам администрации нашего района: в каждом кабинете готовы меня принять, отогреть и напоить чаем.

Кто такой Чебурашка?

– Процесс вырезания скульптуры из снега, а тем более её «одевания», наверняка привлекает немало зевак, и вам часто приходится отвлекаться. Много времени уходит на одну фигуру?

– Того самого Леопольда с мышками я делала пять дней. Люди часто останавливались, смотрели, снимали, спрашивали. Когда я работаю, стараюсь не отвлекаться, но с некоторыми прохожими, от которых веет добром, всё же перекинусь словечком. Бывает, надо что-то объяснить. В прошлом году я мастерила на площади Чебурашку. И меня удивило, что не все дети знают этого героя. Позабавили подростки: один из них уверял, что это брат Копатыча (героя мультфильма «Смешарики». – Ред.). Особенно запомнился один мальчуган, который спросил: «Тётя, а почему у снеговика такие большие уши?» Объяснила ему. А когда через некоторое время я стала «одевать» фигуру в шубу, он вновь подбежал со словами: «Зачем снеговика одевать? Он же и так не замёрзнет». Рассказала ему, что есть сказка про крокодила Гену и Чебурашку. В этом году он снова подходит ко мне и говорит: «Я вас узнал. Я пошёл в школу и прочёл книжку про Чебурашку». От таких слов становится приятно: моя работа сделана не зря. Надеюсь, в этом году фигуры Леопольда и мышек донесут до юных жителей важную истину: «Ребята, давайте жить дружно».

– То есть вы занимаетесь не просто оформлением, а через скульптуры воспитываете детей?

– Конечно. В детском саду на участке мы делаем фигуры, развивающие разные стороны наших воспитанников. Есть фигуры для метания, лазания, удержания равновесия, т. е. для физического развития. Делали снежное автокресло, чтобы привлечь внимание родителей к безопасности детей. Создавали композицию по мотивам пушкинского Лукоморья – вдобавок к дубу, цепи и коту слепили сову и белочку, потому что это животные нашего края, с ними наглядно проходят уроки экологического воспитания на свежем воздухе. Много уже упомянутых фигур-символов года, героев сказок и мульт­фильмов – в их окружении прививается нравственно-эстетический вкус. Малыши ещё и азы физики познают: как вода переходит из жидкого состояния в твёрдое. Детки пытаются помогать и так увлекаются, что могут и варежками залезть в ведро с водой – только успевай следить.

Одеты в пледы и шубы

– Вы упомянули, что для Чебурашки использовали мех. Дорогое хобби получается! Сколько вы тратите на материалы?

– Чебурашку мы «одевали» в старые советские шубы из искусственного меха. Кинули клич – шубы нам принесли жители посёлка, родители, сотрудники администрации, даже с запасом – на других героев ещё хватит. Многие просто привозят что-то – выкинуть рука не поднимается. Иногда приходится закупать и новые ткани. Последние два года на них выделял деньги глава района Владимир Макута. Своих денег, за редким исключением, я не вкладываю. Бывает, иду летом по магазину и вижу плед. Сразу мысль: как было бы замечательно использовать его на фигуре! Да ещё и стоит дешевле, чем брать ткань метражом. Супруг не против таких трат. Он знает, что это доставит удовольствие и мне, и детям, и внучке.

Чебурашку «одевали» в старые советские шубы из искусственного меха. Фото: Из личного архива Ольги Санниковой

– Одевая кота, вы ж не кофту и штаны на него натягиваете, а прикрепляете отдельные элементы? Заранее выкройку готовите?

– В 90-е годы, когда были ограниченные возможности купить одежду, я обшивала себя и свою семью. Но для одевания снежной фигуры эти навыки не нужны. Сантиметровой лентой, как закройщик, замеры не делаю. Вроде смотришь: там метра три ткани должно хватить. Но поскольку фигура не двигается, не эластичная, может уйти и 4-5 метров. Одежда намораживается, делается множество мелких складок или надрезов – почти ювелирная работа. А в этом году при создании фигур морозов не было. Пришлось ткани даже сшивать нитками, чтобы фигуры на солнышке не «разделись». Стараюсь швы и складки сделать незаметными, поэтому не все догадываются, что это ткань, а не краска. Мои рабочие инструменты: сапёрная лопатка, топор, нож, ножницы и шпатель. По этому поводу в прошлом году прохожий сделал комплимент: «Женщина с топором смотрится красиво».

– А «поношенную» одежду куда деваете?

– Мы её собираем, ткани перестирываем, высушиваем, и, если они не выгорели на солнце и не сильно повреждены, храним на складе до следующего сезона.

– Вам приходилось творить на заказ?

– В прошлом году делала на секторе Е в Шерегеше Тимона и Пумбу. Так как на горнолыжном комплексе занимались этим впервые, они нагребли снег не в короб, а ратраками в кучу. Машины две снега пришлось мне перелопатить. Шесть дней на их создание потратила, так как работала только по выходным. Но результат стоил того: получились шикарные большие фигуры в одежде из меха и бархата. Как-то увидела в соцсетях фото­графию, как на Пумбе сидели восемь человек. А уже весна наступила, фигура подтаяла – вид непрезентабельный. Надо было спасать, вот и ездила их поправлять.

Тимон и Пумба в сектоер Е в Шерегеше. Фото: Из личного архива Ольги Санниковой

Но, пожалуй, самым большим в моей практике был мишка из мультфильма «Маша и Медведь»: 2,8 метра высотой, он стоял на территории детского сада.

Когда нет снега

– Чем вы занимаетесь, когда нет снега?

– По специальности я логопед – очень люблю работать с ребятишками, поэтому и от этого направления не отказываюсь. Есть у меня авторская мягкая игрушка – динозаврик «Говорун». Сама изготовила у игрушки верхнюю и нижнюю челюсти, зубы, губы, язык. Таким образом дети знакомятся с артикуляционным аппаратом в доступной и наглядной форме. А ещё, когда есть время, занимаюсь росписью по камню. В этой технике выполнила кота, лягушек, божьих коровок. Освоила новый материал – изолон, сделала из него цветы из Красной книги Кузбасса. Они используются для экологического воспитания. Делала фигуры из фанеры, из пластиковых бутылок. Так что отсутствие снега не мешает мне совмещать приятное с полезным.

– Чем вы посоветовали бы заняться в новогодние праздники с детьми? Лепить снеговиков?

– Как можно больше времени провести с детьми на свежем воздухе, если позволит погода. И не важно, будут ли они лепить снеговика или кататься с горки, или просто съездят в живописные места Горной Шории. У нас очень красивая природа, но, к сожалению, не всегда у родителей хватает времени проводить совместные мероприятия с детьми. Местные жители нечасто бывают в Шерегеше, всё больше туристы.

Ещё бы я посоветовала заглянуть на площадь им. Ленина в Таштаголе и загадать желание у Золотой рыбки. Говорят, исполняются. В прошлом году я там тоже делала рыбку и в шутку предложила наблюдавшей за мной бабулечке загадать желание. Недавно она вновь подходит и говорит: «Представляете, у меня все три желания исполнились. Я сейчас ещё загадаю!»

Досье
Ольга Санникова родилась в 1971 г. в Таштаголе. Выпускница Кузбасской педакадемии по специальности «учитель-логопед». Работает заведующей детским садом «Светлячок» в пос. Спасск (Таштагольский район). С 2011 г. создаёт снежные фигуры, используя технику намораживания ткани.