В Кузбассе проходит очередной этап реформы местного самоуправления. Созданная в 2004-2005 гг. двухуровневая система управления муниципальными районами вновь преобразуется.
В необходимости этих изменений разбиралась корреспондент «АиФ в Кузбассе».
«Невообразимая путаница»
На минувшей неделе в Топках прошла региональная проектная сессия «Перспективы развития малых городов Кузбасса». В июне 2019 г. Топкинский район поменял статус на муниципальный округ. Кроме того объединили 11 сельских поселений и одно городское. Эти преобразования произошли согласно весенним изменениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Вячеслав Петров |
«Преимущества этих изменений очевидны, – убеждён председатель Совета народных депутатов Кемеровской области Вячеслав Петров. – Это сокращение вертикали принятия решений, оптимизация нормативно-правовой базы, упрощение общения власти и жителей. То есть за всё, что происходит в округе, в ответе конкретный глава, его администрация и конкретный Совет народных депутатов. Топкинский округ стал у нас первым по переходу. До него в районе было 13 сельских администраций, плюс районная администрация и Советы народных депутатов! Путаница невообразимая! И соответствующие расходы бюджета на содержание всей этой бюрократической махины… Цель же реформы состоит в том, чтобы система управления была универсальна и проста». Результат ощутимый: количество депутатов в местных советах Топкинского экс-района сократилось с 245 до 20-ти народных избранников.
Такая структура управления и чёткая вертикаль власти, по мнению губернатора Сергея Цивилёва, поможет избежать проблем в реализации всех проектов в регионе, в том числе нацпроектов. Кроме того, у сельских поселений расширятся возможности по участию в реализации программ капитального ремонта жилья, расселению аварийных и ветхих домов, поддержке молодых специалистов. В муниципальном округе создаётся единая коммунальная система, а это улучшение качества коммунальных услуг, единые тарифы на ЖКХ. Как отметил губернатор, дополнительный импульс развития малые территории получают от изменений в дорожной, транспортной, цифровой инфраструктурах.
Один уровень вместо двух
Напомним, что до недавнего времени во всех муниципальных районах Кузбасса действовала двухуровневая модель самоуправления. То есть городские и сельские поселения самостоятельно формировали советы депутатов и избирали себе глав. А на втором уровне находился глава и совет муниципального района.
Эта система сформировалась в 2004-2005 гг. и уже тогда вызывала немало сомнений и критики. Так, депутат облсовета Владимир Мирошник в 2004 г. в интервью ТАЙГЕ.info сетовал, что в результате дробления на уровни количество местных депутатов вырастет с 400 до 3000. «И плюс ещё примерно столько же работников местных администраций. То есть рать чиновников пополнится весьма значительно», – разъяснил он.
Нынешняя идея муниципального округа предполагает переход к одноуровневой системе, то есть обратный процесс – сокращение «рати» чиновников и депутатов. Ещё 12 муниципальных районов – Ижморский, Кемеровский, Крапивинский, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевский, Промышленновский, Тяжинский, Чебулинский, Юргинский, Яйский, Яшкинский, Гурьевский – выступили с инициативой о преобразовании в округа. Эти изменения пройдут в рамках существующих границ муниципальных районов.
Игорь Украинцев |
«Кузбасс – один из пионеров в России, который применяет недавнее изменение в законе. Те районы, которые избраны для эксперимента, как минимум ничего не потеряют. Ту модель управления, которая у них есть сейчас, нельзя назвать эффективной. Сельсоветы, безумное количество сельских депутатов, ни за что не отвечающих и не обладающих никакими полномочиями, – это бесполезная история. Теоретически сокращение пойдёт на пользу», – считает политолог, председатель экспертного совета фонда «Сибирская политика» Игорь Украинцев.
Моногорода останутся в районах
В Кузбассе 18 муниципальных районов. Выходит, не все заявили о переходе на менее затратную систему округов. По словам Вячеслава Петрова, муниципальная реформа в Кузбассе пока не затронула Беловский, Мариинский, Новокузнецкий, Таштагольский и Тисульский районы. В частности, из-за того, что там есть моногорода и существует опасность выпадения из программы финансовой поддержки моногородов. «Поэтому в каждом конкретном случае надо принимать взвешенные решения», – отметил спикер областного парламента.
«Через год мы будем подводить первые итоги в территориях, ставших округами, сравним с иными муниципалитетами. Уверен, эффект от преобразования районов в округа оправдает все прогнозы», – выразил надежду губернатор.
Смотрите также:
- В Госдуме изучат ситуацию с убылью населения в Кемеровской области →
- Кузбасские парламентарии проголосовали за поправки в Конституцию →
- 11 районов Кузбасса изменят свой статус →