Многострадальный дом. Новокузнецкая пятиэтажка разрушается

Жители дома боятся за свою жизнь. © / Анна Иванова / АиФ

В Заводском районе города жители дома по адресу ул. Климасенко, 11/1 с 21 февраля наблюдают, как разрушается стена. Камни сыплются с 12-метровой высоты на пешеходную дорожку. Пострадавших, к счастью, пока нет. Подробности – в материале «АиФ в Кузбассе». 

   
   

Треснувший дом

«Смотри, дыра на стене какая!» – показывают пальцем наверх проходящие мимо подростки. По словам жильцов, это обычная реакция людей, видящих разрушающуюся стену: кто-то охает, качает головой, а кто-то крестится.

«На четвёртом этаже с торца дома произошло разрушение защитного слоя блока. Сотрудники управляющей компании зачистили верхний слой разрушающегося участка и выставили ленточное ограждение внизу. Мы определили с управляющей компанией так: она заключит договор со специализированной организацией, которая обследует разрушение, установит причины произошедшего и выдаст рекомендации, насколько оно опасно и какие мероприятия нужно провести по его устранению», – прокомментировала начальник отдела строительного контроля администрации Новокузнецка Елена Емец.

Разрушающаяся плита – одна из многочисленных бед многострадального дома. Пятиэтажка не первый год стоит расколотая напополам. В подвалах постоянно вода, фундамент «гуляет», трещины множатся. Людей одной из квартир на пятом этаже уже переселили во временное жильё из-за образовавшейся дыры в стене. Остальные живут и боятся оказаться под завалами. «Страшно! Пожить хочется, внукам помогать», – говорит пенсионерка Татьяна Шишкина. У её соседки Анастасии Наливайко двое ребятишек, восьми месяцев и четырёх лет. «Умники в интернете советуют хватать детей в охапку и бежать отсюда. А куда, на что? Я в декретном отпуске, материнский капитал можно использовать только после трёх лет. Да и что купишь на него – такую же секцию в аварийном доме? Плюс здесь рядом специализированный садик, в который ребёнок ходит», – разводит руками от безысходности молодая мать.

Страх жителей не пустой: многие помнят похожую пятиэтажку в Междуреченске, в которой в 2016 году рухнул целый подъезд, двое человек погибли. Вот и к дому на Климасенко в народе приклеилось название «братская могила».

«Бюрократический футбол»

«Здание находится в недопустимом состоянии. Существует опасность для пребывания людей», – цитирует активист инициативной группы дома Михаил Ларин заключение «Облстройпроекта», полученное ещё в 2017 году. Дом был построен полвека назад и за годы эксплуатации ни разу капитально не ремонтировался. «Тогда износ был 75%, а сейчас уже больше 90%», – уверен активист.

Куда только не обращались жильцы. В 2017-м записывали видеообращение губернатору Аману Тулееву, в 2018-м – президенту Владимиру Путину, и нынешнему губернатору Сергею Цивилёву писали, на приём к главе города Сергею Кузнецову ходили. После обращений приезжали и следователи, и специалисты из Госжилинспекции. Жители горько шутят: бесконечными отписками можно уже весь дом обклеить. Сначала их обещали расселить до 2025 г., а, по последнему ответу, полученному в конце 2019 года от новокузнецкого управления по учёту и приватизации жилых помещений, срок сместился на более позднее время. «Наш дом был официально признан аварийным только в 2017 году. А по областной программе, в 2019-2025 гг. расселению и сносу подлежат дома, признанные аварийными до 1 января 2017-го. Мы на два месяца опоздали с оформлением документов. Такое впечатление, что управляющая компания намеренно затягивала этот процесс», – объясняет Михаил Ларин.

   
   

Диагноз или суд?

В начале 2019 г. в Новокузнецке власти экстренно, буквально за месяц, расселили девятиэтажку, которая не состояла ни в одной программе по сносу и не числилась в списках аварийных домов. Это решение чиновники приняли по результатам экспертизы. Жильцы с Климасенко тоже надеются на «чудо»-экспертизу и второй год добиваются, чтобы их дом обследовали диагностическим комплексом «Струна». Это ноу-хау московских учёных, способное быстро и эффективно оценить устойчивость здания, найти его «слабые места» и выяснить, сколько оно ещё простоит. «Мы ждём эту «Струну», как Бога. Если прибор покажет отклонения, то нас нужно переселять без промедления. Если покажет, что нам ничего не угрожает, то будем сидеть спокойно до 2025 года. Но, видно, к нам боятся везти этот прибор», – рассуждает ещё одна активистка инициативной группы жильцов Лариса Орлова.

В соцсетях новокузнецкие чиновники уверяют жителей, что могут расселить их вне очереди только по решению суда. «Я принимал участие в подобном деле в Таштаголе, правда, оно касалось нежилого помещения. Дело выиграл, но заняло оно около года – в основном из-за того, что ответчик отчаянно затягивал процесс», – рассказал юрист Кирилл Стецко. По его словам, ответчиком выступает муниципальное образование, которое по закону и обязано предоставлять помещения взамен аварийных. «Чтобы оценить стоимость своего жилья, необходимо провести оценку в экспертной организации. Но нужно быть готовым к тому, что ответчик может ходатайствовать о проведении судебной экспертизы, и тогда это, во-первых, затянет процесс, а во-вторых, существенно снизит изначально заявленную стоимость. Затем уже можно обращаться в суд», – говорит о «подводных камнях» эксперт. Но и в суде свои сложности. Например, в Прокопьевске истцам отказали только на том основании, что стоимость аварийного жилья они определили не из оценки, а исходя из средней стоимости квадратного метра жилья в Кузбассе. Видимо, без услуг юриста не обойтись, а стоят они в среднем 20-30 тыс. руб., плюс госпошлина – от 11 тыс. руб. (в зависимости от стоимости квартиры). Такие траты не каждой молодой семье или пенсионеру по карману, а их немало в разрушающемся доме.