«Нужен человеческий материал. А шахтёры — прекрасные воины». Подобные заявления от нескольких официальных лиц появились в Интернете в то время, когда кузбассовцы праздновали День шахтёра. Кто и зачем распространил фейки на больную тему, разбирался kuzbass.aif.ru.
Смешали ложь с правдой
На экране губернатор Илья Середюк в знакомом интерьере в привычных интонациях «вещает»: «Закрытие шахт — это не трагедия, а суровая необходимость. Шахтёры могут себя найти, например, на СВО. И семью накормить, и Родину защитить. Это нормально. Шахты на Донбассе закрыли, и ничего страшного не случилось. Две трети угольных компаний России стали убыточными, говорит нам Росстат. Санкции вредят, конечно, но мы прорвёмся».
С одной стороны, понимаешь, что это бред. С другой стороны, видео очень похоже на настоящее (в таком же интерьере Середюк подводит еженедельные итоги), и в произносимых словах есть доля правды. Губернатор действительно заявил недавно о том, что 17 угольных предприятий остановили работу. А областной минфин предоставлял kuzbass.aif.ru данные, что прибыль угольщиков снизилась за год в пять раз.
Параллельно в видеороликах засветились гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев и заместитель военного комиссара Кемеровской области Василий Игнатьев. Первый говорил, что Россия отказывается от инвестиций в шахты Кузбасса в пользу добычи ископаемых в Арктике. Второй — что в регионе закрыли 17 шахт, зато добровольцев на СВО будет больше.
Но правда в том, что подобных заявлений ни кузбасский губернатор, ни другие спикеры не делали. В официальных аккаунтах на следующий день появились опровержения: «Антироссийская пропаганда приурочила к этому событию (Дню шахтёра — ред.) целую волну дипфейков с участием российских спикеров. За основу вбросов были взяты находящиеся в общем доступе видео, а слова говорящих были изменены при помощи нейросетей».
«Нужно говорить о проблемах»
По данным телеграм-канала «Война с фейками», ранее поддельных видео с Дмитриевым и Игнатьевым замечено не было. Зато ложная информация с Ильёй Середюком в главной роли появляется, по меньшей мере, третий раз за год. В мае телеграм-каналы уличали главу Кузбасса в том, что тот самостоятельно вымазал щёки углём на фото, и приводили слова анонимных горняков, будто подобного ритуала не существует. Хотя ещё в 1965 г. аналогичным образом был посвящён в шахтёры космонавт Алексей Леонов.
В январе появился дипфейк с Ильёй Середюком, в котором тот «заявлял» о прекращении помощи Донбассу. Как и нынешнее видео, ролик был создан с помощью искусственного интеллекта, а за основу было взято поздравление губернатора с Днём энергетика.
По его мнению, со стороны органов исполнительной власти надо было реагировать в данной ситуации более оперативно, но бюрократия берёт своё. «От проблем, конечно, региону не уйти. Но об этом надо говорить открыто и признавать некоторые ошибки, а не прятать голову в песок, как страус. Тогда и не было бы таких роликов. Информационная политика, как время, должна меняться. В лучшую сторону», — считает собеседник.
Бьют по страхам
Региональный представитель Российской ассоциации политических консультантов в Сибири Игорь Кузнецов, напротив, считает, что власти оперативно отреагировали на фейк. «Эффективность действия властей в таких ситуациях — скорость, понятность и прозрачность контркоммуникации. Любая пауза или ошибка в публичной реакции власти кратно усиливает эффект вброса и бьёт по доверию. В данном случае система сработала корректно: власти не просто опровергли фейк, но и провели его публичную деконструкцию. Официальные заявления вышли оперативно, пошла работа с локальными медиа и сообществами. Это единственно верная тактика в подобных кейсах», — отмечает он.
На вопрос о том, почему для дипфейков выбрали такую тему и таких спикеров, политтехнолог рассуждает: «Технология фейковых вбросов всегда опирается на существующие точки социальной турбулентности. Информационные атаки не происходят в вакууме. Их главная цель — ударить по уязвимым местам, будь то экономические проблемы или социальное напряжение. Это классический инструмент гибридной войны, задача которого — раскачать панику и делегитимировать действия власти». И кейс Кузбасса, по мнению эксперта, здесь показателен: системные проблемы в угольной отрасли и общая неопределённость будущего региона формируют благодатную почву для тревожных нарративов.
«Поэтому тематика вброса выбрана не случайно: страх потери работы и страх мобилизации — два мощнейших эмоциональных триггера, бьющих по базовым потребностям в безопасности. А подбор „спикеров“ из разных сфер и уровней управления — это попытка создать иллюзию согласованности решений и придать локальному вбросу видимость всероссийского масштаба. Так ложная информация пытается легитимироваться в глазах аудитории», — считает Игорь Кузнецов.