Один за одним. Почему в Кузбассе находят скелеты динозавров?

Пять скелетов найдены в Шестаково в этом сезоне. © / Кемеровский областной краеведческий музей

Сегодня палеонтологи нашли в окрестностях села Шестаково уже пять хорошо сохранившихся скелетов динозавров, что само по себе очень большая редкость и очень ценная находка. О том, что будет с этим богатством дальше, станет ли оно достоянием общественности, мы расспросили Ольгу Феофанову, директора Кеме­ров­ско­го областного краеведческого музея.    
   

Чудо в земле

– Ольга Александровна, находка Шестаково стала сенсацией? Или открытие было ожидаемым, а учёным оставалось только копать и копать, чтобы что-нибудь найти? Динозавры ведь ходили по нашей планете везде, а значит, их останки могут быть где угодно.

– Шестаково было известно в узких кругах учёных с 1953 года. Тогда московские палеонтологи нашли в окрестностях села первые останки динозавров, первый скелет. Его увезли на изучение в Москву. Потом в течение трёх лет учёные ещё пытались найти останки динозавров, но их поиски не увенчались успехом. Лишь в 1994 году там снова начали работать учёные, теперь уже томичи. С 1995 по 1998 годы они тоже нашли несколько скелетов динозавров. И вот теперь сенсационную находку сделали мы. Однако открытие это значимо не только для учёных. Образ динозавра каждому знаком с детства, поэтому наша находка имела такой большой резонанс и сейчас вызывает интерес общества.

Череп динозавра - редкая находка. Фото: Кемеровский областной краеведческий музей

Не меньший интерес сейчас вызывает и возможность оказаться сопричастным к открытию. Для всех, кто приезжает на раскоп, мы проводим экскурсии, показываем это чудо. Кажется, что мы попадаем в некий портал времени, соприкасаемся с эпохой. А ведь эти ящеры ходили по земле даже не 40 тыс. лет назад, когда жили мамонты, а 130 млн лет назад.

– Но ходили-то они везде, а сохранились кости только у нас. Нам с почвой так повезло? Говорят, что в Новосибирской области даже мамонтов не осталось. Значит, и мы могли бы «прозябать» без древних костей.

– Нет. Мамонты у новосибирцев есть. Они нашли у себя останки мамонтёнка, собрали, восстановили скелет. Они зовут его Матильдой. А мы, благодаря геологической структуре почвы, имеем возможность прикоснуться к более древним останкам. Особенности её складывались миллиарды лет. И нам ещё повезло, что сейчас мы имеем доступ к тем местам, где скрыты кости динозавров. В Томской области, например, болота, где-то горы. Где-то учёным мешают непроходимые леса. А у нас все факторы сложились удачно для учёных.

Когда мы готовились к 70-летию области, нам очень хотелось найти содержательную и уникальную часть нашей территории, нашей истории. У нас, соседей – Новосибирска, Томска, Барнаула – очень похожие коллекции, потому что истории наших регионов похожи. И нужен был региональный компонент, чтобы любой гость смог увидеть эту оригинальность. Теперь у нас есть такая особенность. Шестаковские находки отличают нас от наших соседей. Да и на планете всего несколько таких точек, как Кузбасс, где есть останки динозавров, где сохранились черепа и части скелетов, а не отдельные кости.

   
   
При работе с такими уникальными находками от археолога требуется ювелирная точность. Фото: Кемеровский областной краеведческий музей

– Шестаково известно не только останками динозавров, но и археологическими находками, которые там сделали ученые. Это только прибавляет уникальности самому месту. Так?

Досье
Ольга Феофанова с 2008 го­да – директор Ке­ме­ров­ского областного краеведческого музея, почётный работник культуры Кузбасса. По образованию – музеевед. Карьеру начала с 1989 году с должности старшего научного сотрудника краеведческого музея Осинников.
– Шестаковский комплекс большой и интересный. Там много лет назад известный археолог Анатолий Мартынов сделал уникальные археологические открытия, нашёл маску тагарского периода, которая сейчас хранится в Ново­сибирске.

И сегодня там работают археологи. Кроме того, там сохранилось много крас­но­книжных животных, рыб в чистейшей реке Кие. Это целый парк интересных научных открытий.

Я думаю, что в следующем году всё научное сообщество Кемеровской области будет объединяться, чтобы больше узнать об этом месте и его особенностях. Мы бы хотели, чтобы туда поехали и зоологи, и биологи, и ботаники, чтобы, изучая прошлое, мы могли рассказать и о настоящем.

Местный аспект

– Ольга Александровна, после обнаружения костей динозавра первые опасения учёных были связаны с тем, что ценные находки разворуют, растащат грабители и чёрные копатели. Эти опасения имеют почву?

– Сегодня наши раскопки очень хорошо охраняют. Губернатор области Аман Тулеев уделяет этому вопросу очень большое внимание. Он сам с интересом следит за успехами палеонтологов. Но и жители Шестаково к своему «счастью» относятся очень серьёзно, понимая, что будущее их села во многом зависит от того, что происходит сейчас на их территории.

И если кто-то чужой появляется в окрестностях или на месте раскопок, они сразу звонят участковому и в местную администрацию. Вся общественность Чебулинского района встала на защиту того богатства, которое обнаружили учёные. Начиная с апреля месяца, чёрных копателей мы там не встречали.

Место раскопок охраняется. Фото: Кемеровский областной краеведческий музей

– А что дальше будет с динозаврами?

– Палеонтологические находки в Кемеровской области не редкость. Но если кости мамонта можно увидеть в любых музеях – и в Новосибирске, и в Томске, и в Барнауле, то фрагменты скелетов динозавров можно найти всего лишь в двух-трёх музеях страны. А уж полные скелеты динозавров – это наша региональная особенность.

К сожалению, до нынешнего года в музеях Кузбасса их не было. В 2013 г. наш музей получил лицензию на палеонтологические раскопки. Но от раскопок до экспонирования должна пройти ещё большая часть работы – реставрация и изучение. Полевой сезон мы закончим 1 сентября. А пока материал привозим в отдел природы, готовим лабораторию, где будем обрабатывать окаменелости. Мы хотим, чтобы посетители были участниками всего процесса от поиска динозавров до момента их показа в экспозиции.

Можно будет и в лабораторию заглянуть, посмотреть, что делают учёные, как они собирают скелеты, и поучаствовать в реставрации окаменелостей. А сегодня у всех кузбассовцев есть уникальная возможность погрузиться в далекое прошлое и совершить путешествие на 130 млн лет назад, сфотографироваться с черепом древного ящера – на экскурсии в Шестаково.

Археолого-палеонтологический комплекс находится в окрестностях села Шестаково. Фото: Кемеровский областной краеведческий музей

От ГУЛАГа до бабочек

– Ольга Алек­сан­дровна, а люди сегодня вообще большой интерес питают к музеям? Ходят?

– Сейчас мы переживаем время, когда интерес к музеям довольно высок. Такой подъём уже был в 70‑е годы, когда мы массово открывали музеи и показывали в них коллекции животных, птиц, кости мамонта, это было интересно. Не было Интернета, такого количества ТВ-каналов и программ. Ещё один подъём был в 90-е годы, когда мы начали показывать выставки древних икон, церковной утвари, когда стали рассказывать о репрессированных, о ГУЛАГе, стали показывать историю с другой стороны. Тогда со многих тем табу снималось впервые, и люди стремились в музеи за знаниями.

Тогда же появились и новые передвижные выставки. К нам привозили экспонаты из Кунсткамеры. Они тогда шли просто на ура. Как музейщики, мы были в шоке, но людям нравилось. Долгое время пользовались спросом выставки восковых фигур. Потом люди насытились и потеряли к этому интерес. А сейчас я вижу, что люди снова потянулись к знаниям. Мы этот интерес поддерживаем. Дополняем классические выставки новыми музейными экспериментами.

На сегодняший день людской интерес к музейным экспонатам снова возрастает. Фото: АиФ / Павел Казаков

– А кроме окаменелостей есть ли подлинные ценности в наших музеях, на которые стоит посмотреть?

– Все экспонаты, которые можно увидеть в музее, подлинные и единичные, уникальные. У нас очень хорошая палеонтологическая коллекция. У нас есть зуб носорога Мерка, большая коллекция зубов мамонта. Очень хорошая коллекция подарков губернатору, которые он передаёт на хранение музею с 1998 г. Это и скульптура, и живопись, и оружие, и этнографические предметы. Они очень дорогие. Мы такие никогда не смогли бы приобрести самостоятельно. Выставлены работы Фаберже и Даши Нам­дакова (это его скульптуру «Золотая Шория» установили в Таштаголе в 2010 году – прим. ред.). Таких ценных экспонатов в Сибирском регионе больше ни у кого нет.

Другие музеи области тоже имеют уникальные экспонаты: в Тайге – это редчайшая коллекция предметов, связанных с развитием железной дороги, в Ленинске-Кузнецком есть полный череп мамонта – очень большая редкость! Прекрасная коллекция живописи и скульптуры в Кемеровском областном музее изобразительных искусств. Крупнейшая в области коллекция археологических находок экспонируется в историко-архитектурном музее «Кузнецкая крепость».

Кузнецкая крепость. Фото: АиФ / Павел Казаков

Но ведь уникальна и любая православная икона XVIII века, и предмет быта прошлых столетий. Каждый экспонат нужно постараться разглядеть, чтобы увидеть в нём истинную красоту и узнать его подлинную историю. Поэтому посещение музея – процесс неспешный и вдумчивый. А уж какое открытие вы сделаете для себя – выбор за вами.