Старые и новые
Наталья Исаева, «АиФ-Кузбасс»: – Сергей Михайлович, 4 ноября страна отметила День народного единства: митинги во всех городах, патриотические фильмы по всем каналам. Это молодой праздник, установленный в 2005 году. В СССР отмечали День Октябрьской революции – 7 Ноября. Как вы думаете, эти праздники разделяют людей на «старых» и «новых»?
Сергей Павлов: – На «старых» и «новых» разделяют людей не праздники, а социальное неравенство. Пусть советские времена часто ругают за «уравниловку соцлагеря», но ведь эта уравниловка позволяла людям увереннее себя чувствовать. Мы жили небогато, трудно, но все были равны в этих трудностях. Мы их переносили вместе, помогали друг другу. Были и тогда «небожители» и подпольные богачи (как без них?!), но их было мало, они были малозаметны в буднях «развитого социализма», не было того воинствующего цинизма, какой сплошь и рядом наблюдается сегодня.
Раньше мы с удовольствием ходили в гости и встречали гостей. А сейчас даже самая близкая родня живёт по телефонному звонку. Люди стали разрозненнее, настороженнее, разбежались по своим пещерам. Главная причина таких метаморфоз всё в том же социальном статусе: кто-то живёт на 10 тыс., а кто-то – на 400. Чиновники, прокуратура, суды, силовые структуры хорошо проплачиваются государством.
В их руках деньги и власть, поэтому они и смотрят на нас сверху вниз, и до наших проблем им нет никакого дела. Естественно, что 7 Ноября не может быть их праздником. Ведь в этот день свергли помещиков и капиталистов. Вместе с тем 4 ноября тоже не стало полноценным праздником. Во-первых, он слишком молод. Во-вторых, нет такой мощной пропаганды и традиций. Нет даже достаточной информации: многие не знают, что произошло 4 ноября, что за смутное время там было. Да, в этот день выходной, и люди собираются на митинг. Но это только видимость, культурная работа, иллюзия.
О снобизме и тщеславии
– Социальная пропасть, можно сказать, делит Россию на две страны. Но можно ещё её разделить и по другим признакам. Например, россияне давно делятся на тех, кто отсюда бежит, и на тех, кто остаётся. Сибиряки стремятся в Москву, а москвичи рвутся за границу. Как вы думаете, почему так происходит?
– Для себя я давно решил, что никуда отсюда не уеду. Дома лучше, здесь всё своё, родное... А в Москву сибиряков, как и других провинциалов, гонит чаще всего неуёмное честолюбие и гипертрофированный оптимизм. Ведь многие из тех, кто едет в Первопрестольную, рассчитывают так: «Рвану в Москву, прославлюсь, жить буду богато». Только редко кому это удаётся. А может быть, стоит попробовать самореализоваться и получить признание у себя на родине? С другой стороны, если от нас бегут, то и нам тоже нужно шевелиться, делать так, чтобы у нас хорошо жилось. В Москве слишком много суеты. Кроме того, москвичей, к сожалению, все более поражает снобизм. Они всё чаще смотрят на приезжих с чувством превосходства и бросают вслед недовольно: «Понаехали!» И в очередной раз напоминают, что «Москва не резиновая». К сожалению, среди москвичей всё больше укрепляется мнение, что вся Россия – для них, но не они для России.
Вместе с тем москвичам, кто едет на ПМЖ за рубеж, тоже, наверное, нелегко будет там приспособиться к новой жизни. У иностранцев менталитет другой. Они больше закрыты, обособлены. Им в диковинку наша русская доброта и открытость. Не отличаются они таким гостеприимством, как мы. Это только мы можем всех обездоленных и обиженных принять, гуманитарную помощь отправлять раз за разом, цены на нефть «братьям» понизить, хотя сами живём не намного лучше, чем те, кому помогаем. Эта сострадательность давно стала доминантой русского человека.
За границу в основном рвутся люди либерального склада. Их корни слишком неглубоко сидят в русской почве, они слабо держатся за неё, их мало тревожат глубинные проблемы нашей страны, её боли и страдания, они не чувствуют Родину. У них её просто нет, и потому они готовы легко, как перекати-поле, оставить своё Отечество и отправиться туда, где им будет позволено до отвала набивать животы экзотическим кормом. Но за границу надо ехать с деньгами, желательно большими. Поэтому и бегут туда в основном богатые, успевшие наворовать у доверчивых россиян. Меркантильные интересы застят им глаза, а все разговоры о русских просторах, о традициях и родной культуре для них пустой звук. А по мне, так и удерживать таких людей не нужно. Пусть едут, они здесь чужие. Вот только наворованное надо бы оставить здесь. За границу сливается пена, а столпы остаются. Остаются те, на кого можно положиться. А на плечах простых русских мужиков и баб, не испорченных либеральной демагогией, всегда держалась Россия.
Быть хозяевами
– С другой стороны, и к нам ведь приезжают, в мигрантах у нас недостатка нет. Как вы думаете, что они здесь ищут? И находят ли то, чего не находим мы?
– Приезжих как раз и привлекает наша открытость. Знают, что мы и встретим хорошо, и обогреем, и поможем. А вы поезжайте в южные или прибалтийские республики, в недавнем прошлом наши союзные. Если раньше только на бытовом уровне вам могли строго напомнить, что вы не местный житель, жёстко указать на ваши ошибки и заставить подчиниться их традициям и укладу жизни, то теперь это стало государственной политикой. Наверное, и нам нужно это взять за правило, заставить уважать наши законы, устои и традиции.
– Как же тогда быть? Помогать или не помогать? Пускать мигрантов или не пускать?
– Пускать, однозначно. Сегодня, наверное, ни за каким «железным занавесом» не спрячешься. Главное, чтобы наша доброта не была нам самим в ущерб. Европейцы, например, запустили к себе арабов, а сейчас в некоторых городах люди боятся на улицу выйти. Нельзя быть бесконечно добрым к инородцам, забывая о своём народе. Мы обречены жить в России единой семьёй, но пока ситуация внутри страны остаётся крайне напряжённой, а пропасть между богатыми и бедными продолжает расти, обещая превратиться в бездну.