Туда-сюда. Электрички вернули не все?

За 10 лет проезд в электричке вырос в три раза - с 13 до 36 рублей. © / Елена Евдокимова / АиФ

С 1 февраля в Кузбассе перестали ходить восемь электричек: по две на маршрутах Новокузнецк – Междуреченск, Тайга – Мариинск и Тайга – Болотная и по одной на маршрутах Новокузнецк – Малиновка и Ахпун – Новокузнецк. Через пять дней их «воскресили». Но есть в Кузбассе маршруты, которые канули в Лету в конце «нулевых», да так и не вернулись. Особо богат на них так называемый «кемеровский узел»: нет электричек из областной столицы в Анжеро-Судженск, Новосибирск, Шишино, Топки, Ленинск-Кузнецкий.

   
   

Кузбассовцы недоумевают, когда слышат очередную новость об отмене электричек и в особенности причину: «в соответствии со спросом населения». Дело в том, что электрички нужны! Так, наша читательница Клавдия Петрова из Мариинска жалуется на отмену электричек до Томска. Говорит, на них и ездить выгоднее, чем на автобусах, и дети-студенты легче дорогу переносят. Там мест всегда полно. Электрички не ломаются и не встают посреди трассы, как иные автобусы. И выгода приличная, в особенности на некоторых маршрутах.

Где-то спроса на электрички и правда нет, но где-то весь народ в урезанные составы просто не влезает. Фото: АиФ

Например, поездка на электричке из Новокузнецка в Междуреченск обойдётся в 51 руб. и займёт около полутора часов, тогда как на автобусе ехать два часа и почти в три раза дороже – 147 руб. Судя по статистике, за последнее десятилетие большинство кузбассовцев смирились с отменами электричек и пересели на другие виды транспорта. По данным ОАО «Кузбасс-пригород» за 2013 г. (информации о прошлогодних пассажирах пока нет), железнодорожники перевезли 6,4 млн пассажиров. Для сравнения, в 2005 г. было 19,5 млн человек. В три раза больше! Думается, что дело тут не в спросе, а в количестве вагонов.

Поездка за полцены

Но для некоторых электричка – единственная связь с «большой землёй». Например, толпы туристов едут из Междуреченска до Лужбы, где начинается маршрут на Поднебесные зубья, на единственной электричке. «В прошлом году 12 июня было четыре выходных дня, народ поехал отдыхать. Подъехало четыре вагона, все не влезли, на перроне остались сотни две человек, которым больше ничего не оставалось, как вернуться домой. Нам говорят: сколько вагонов область профинансировала, столько и подали», – рассказывает турист Виктор Кузнецов. По его словам, билет стоит около 80 руб., люди готовы были заплатить и по 800 руб., лишь бы их планы не были испорчены.

Заместитель начальника департамента транспорта и связи Кемеровской области Игорь Исаев объясняет, что разницу между экономически обоснованным тарифом и платой населения компенсирует областной бюджет. В Кузбассе она составляет около 50%. К примеру, если пассажир платит 50 руб., то полная стоимость проезда составляет 100 руб. Однако железнодорожники не раз сетовали на то, что обладминистрация не компенсирует эти расходы. В октябре пресс-служба «Кузбасс-пригорода» распространила информацию о том, что департамент транспорта и связи должен компании 272 млн руб. за 2012-2013 гг. (не считая текущих долгов). По материалам арбитражного суда Кемеровской области, через месяц власть и перевозчики подписали «мировую» о рассрочке долга: до конца 2015 г. выплатить 107 млн руб. за 2012 г. А ещё через пару месяцев заключили новый госконтракт, по которому и урезали бюджетные расходы, сократив те самые восемь электричек.

Возможен полный тариф?

Читатели спрашивают: можно ли пустить электрички за полную стоимость? «Рентабельность пригородных перевозок невысока. Во-первых, из-за нестабильного пассажиропотока: в одну сторону поезд забит, а в обратную идёт полупустым. Во-вторых, из-за изношенности подвижного состава и расходов на его эксплуатацию. Можно было бы установить рентабельную цену, но, видимо, это будет такое повышение (не на 10-30%, а раза в два-три), что его будет сложно оправдать, и никакая администрация не подпишет такое увеличение», – говорит о невозможности «коммерческих» рейсов кандидат экономических наук, декан экономического факультета НФИ КемГУ Сергей Часовников.

По его мнению, чтобы выбраться из «долговой ямы», надо либо поднять цены, либо провести модернизацию. В качестве примера экономист приводит поезда с современным сервисом, курсирующие между Питером и Москвой. «Эту модернизацию финансировали РЖД и правительство Москвы. Для сибирских регионов такие проекты пока роскошь, т. к. денег у бюджета нет. Заработать на повышении цены тоже не представляется возможным, т. к. это крайне непопулярная мера. Люди начнут жаловаться, и обладминистрация окажется в крайне неловком положении, наподобие того, что сложилось в связи с отменой электричек сейчас».

   
   
Поднять цены - крайне непопулярная мера. Фото: АиФ/ Александр Горбунов

До дачного сезона – без изменений

Возможная причина, почему власть отказывается подписывать контракты, – это тарифы, которые устанавливают железнодорожники. «Естественные монополии, такие как РЖД, обладают привилегией: они сбрасывают свои издержки на потребителей и живут этим. А контроля за их расходами нет, поэтому они всегда будут показывать убытки: это выгодно», – рассуждает кандидат политических наук Юрий Пустовойт. Но такое решение, как сокращение электричек, он считает дикостью. «Это социально значимая проблема, в которую, убеждён, обязаны были вмешаться депутаты тех районов, где была отмена. Там живут их избиратели!»

Однако ни чиновники, ни депутаты, ни тем более железнодорожники не защитили электрички. Вернул их президент Владимир Путин уже ставшей крылатой фразой: «Вы что, с ума сошли?» А долги остались, судебные разбирательства об их взыскании идут, вопрос о финансировании поездок так и остаётся нерешённым. По словам Игоря Исаева, в марте нынешние электрички будут курсировать, а уже в апреле или в мае (в зависимости от погоды и спроса дачников) вопрос их отмены и назначения вновь может стать актуальным.