3 года вместо 6. В Кузбассе открыли обход Кемерова, который ждали 50 лет

Старая федеральная трасса (ее видно на фото) располагается в нескольких метрах от нового обхода. © / АиФ

В Кузбассе торжественно открыли Северо-Западный обход Кемерова, чего кемеровчане ждали 50 лет. Ещё «народный» губернатор Аман Тулеев в конце прошлого века говорил о необходимости объезда города, но строительство начали лишь в 2021 году. Новая дорога протяжённостью 47 км позволит вывести с городских улиц более 17 тыс. транзитного транспорта. «АиФ в Кузбассе» побывал на открытии.

   
   

Мечтали 50 лет

«Единственный человек, кто пришёл и сказал: «Я Кузбассу мост построю». И построил, строго в те сроки и в те деньги, о которых договаривались. Правильно? Это теперь наш, кузбассовец. Прошу любить и жаловать», — бывший губернатор Кузбасса и министр энергетики РФ Сергей Цивилев приехал на открытие объекта и сразу со свойственной ему харизмой и непринуждённостью представил собравшимся заслуженного строителя РФ из Тюмени Николая Руссу, который чуть ли не единственный взялся возводить Звёздный мост через реку Томь.

Цивилев, очевидно, был рад оказаться в Кузбассе и увидеть старых знакомых. Фото: АиФ/ Анна Городкова

«Такого отношения к строителям, такого взаимопонимания мы не могли себе представить. Нам жалко отсюда уезжать, потому что ваше отношение как раз привело к тому, что мост построен за экономные деньги, построен вовремя. Вся трасса получилась удобная, и, когда проезжаешь по ней, видишь красоту нашей страны», — оценил итоговую работу Руссу.

Идея обхода Кемерова витала в воздухе последние 50 лет — ещё в 1970-х гг. горожане обращались к властям с просьбой вывести проезжающий транспорт из города. Но реализация задумки казалась нереальной —у бюджета региона не было огромной суммы, которую требовала стройка.

Почётных гостей пришлось ждать под дождём и на холоде — погода немного подвела в этот день. Фото: АиФ

«Никаких включений этого проекта ни в одну федеральную программу не было. Мы обратились к президенту. Президент нас поддержал. А дальше активно включился Марат Шакирзянович (зампред правительства РФ Марат Хуснуллин — Ред.). Нам пришлось принимать решение строить этот объект из бюджетных средств области, дополняя к тем деньгам, которые Марат Шакирзянович для нашей стройки пробил. Нам предлагали сделать концессию. Но мы понимали, что концессия закончится огромным налоговым бременем для бюджета на 15 последующих лет», — вспоминает начало строительства обхода Сергей Евгеньевич.

Первыми по новой трассе поехали фуры с благотворительной помощью от кузбассовцев курянам. Фото: АиФ

Стоимость объекта составила 53,7 млрд рублей, в том числе 21,2 млрд из федерального бюджета.

17 тыс. «лишних» машин

Конечно, для горожан крайне значимо, что из города уйдёт большинство фур — ежедневно около 17 тыс. транзитного транспорта проезжает по Кемерову, минуя 44 перекрёстка и оставляя все выхлопы кемеровчанам. Правда, пока непонятно, когда власти отремонтируют разбитые большегрузами пр. Кузнецкий, ул. Нахимова и ул. Красноармейская, и будут ли вообще контролировать фуристов — вдруг они захотят по старой доброй памяти проехаться по городу?

   
   

Но открытие моста важно не только для кузбассовцев.

Запуск дороги отмечали красочно. Фото: АиФ

«Дорога имеет как транспортное, так и политическое значение. Сегодня наш основной товарооборот идёт на восток, и наличие такого обхода позволяет экономить время на грузоперевозках. Благодаря слаженной работе мы уверенно продвигаемся к общей цели — связать западные и восточные рубежи нашей страны», — говорит зампред правительства РФ Марат Хуснуллин.

По его словам, в ближайшие шесть лет после удачного примера Кузбасса по всей стране построят 50 обходов городов.

Максимальная разрешённая скорость на трассе — 110 км/ч Фото: АиФ

Самый красивый мост в Сибири

Инженер-механик генерального подрядчика «Кемеровоспецстроя» Сергей Крылов рассказал kuzbass.aif.ru, что был задействован всё время строительства обхода с декабря 2021 года: «Я обеспечивал бесперебойную подачу материалов, организовывал логистику, вывоз скальной породы — мы взрывали скалу, в которую упирается Звёздный мост. Очень сложно было согласовывать документацию по переносу газопроводов. Да всё было сложно. Сложно было найти подрядчиков, которые бы выполняли такой большой объём перевозок инертных материалов, асфальтовых смесей в сроки. Были и бессонные ночи.

На карте изображена схема обхода. Фото: АиФ

Работа дорожников ещё не заканчивается, нужно рекультивировать участки земли по трассе: кое-что вывезти, кое-где засыпать зеленью — в общем, облагородить.

208 строителей обхода отметят областными наградами. И это заслуженно — люди работали круглосуточно, переработав 22 млн кубов земли, сделав 1,5 млн кв. м. покрытия, построив 12 мостовых сооружений, 4 транспортных развязки, первый за Уралом экодук для миграции животных и, наконец, Звёздный мост. Чиновники на открытии уже окрестили его самым красивым в Сибири.

Трассу построили за 2 года и 10 месяцев, хотя рассчитывали на шесть лет. Нынешний губернатор Кузбасса Илья Середюк заявил, что в регионе это одна из самых значимых строек за последние десятилетия. И в это легко поверить.

Кстати
Северо-Западный обход Кемерова стал самым современным участком федеральной трассы Р-255 «Сибирь». Дорога включает в себя специальную интеллектуальную транспортную систему. Она будет информировать водителей об обстановке на трассе и обеспечивать безопасность. Однако пока неясно, как именно это будет выглядеть.