400 000 рублей за окна. Отстаивать свои права в суде нужно

Устанавливая окна, надо обязательно хранить все документы на них. © / Екатерина Волкова / АиФ

Стеклопакеты покрылись льдом, окна продувает, от холода не спасают даже обогреватели. С наступлением морозов некоторые кузбассовцы столкнулись с такой проблемой. 

   
   

Так, в редакцию «АиФ в Кузбассе» обратился читатель Павел Титов из Новокузнецка и рассказал о своей проблеме: «У меня с советских времён была застеклённая лоджия. Но показалось, что старые деревянные рамы неэстетично выглядят, вот и поменял их в прошлом году на пластиковые. После этого уже сто раз пожалел: зимой не только стёкла замерзали, но и стены покрывались льдом, так что весной балкон пришлось просушивать обогревателем. Несколько раз звонил в фирму, но всё время получал ответ, что это происходит из-за разницы температуры на улице и в квартире. Сейчас, как только похолодало, всё заново началось».

В ситуации, когда ветер гуляет по квартире, разбирался корреспондент «АиФ в Кузбассе».

Кто недостатки найдёт?

Как отмечает юрист Кирилл Стецко, в Кемеровской области ситуации в оконно-балконной сфере делятся на две группы — качество установленных окон и сроки изготовления.

- В первом случае, если недостатки существенные, от изготовителя можно требовать полного возмещения, а если несущественные - только их устранения или компенсации за ремонт. Ведь установка окон и балконов - это не купля-продажа, а выполнение работ, и регулируется совсем иными нормами закона о защите прав потребителей, - рассказывает юрист. Объём недостатков и их существенность определяет только экспертиза.

А вот сроки изготовления в договоре зачастую прописываются весьма хитро: считаются не календарные, а рабочие дни, указываются отдельные сроки на изготовление, доставку и установку; есть ограничения по температуре при монтаже. Собеседник рассказал, что однажды видел договор, согласно которому компания могла не устанавливать окна… вечно!

Какое решение примет суд?

- С жалобами на «плачущие», замёрзшие стеклопакеты кузбассовцы обращаются регулярно. Но таких стало гораздо меньше, чем 12-13 лет назад, когда услуга была популярна. Сейчас больше всего обращений поступает от пенсионеров, они жалуются на компании, которые предлагают отремонтировать стеклопакеты, поправить фурнитуру. Добросовестными назвать эти организации я не могу, потому что стоимость услуг бывает завышена в разы. Они заключают с потребителями договор, но к нему бывает сложно придраться, так как есть смета, полный набор информации, который потребитель видит ещё на стадии заключения. Одно дело, когда заключил договор, а услугу не предоставили - это явный обман. Другое - когда всё прописано в договоре, - рассказала начальник отдела защиты прав потребителей областного управления Рос­потребнадзора Татьяна Костарных. Она советует: если что-то смущает в документах, не нужно спешить их подписывать. Можно позвонить в консультационные центры и пункты для потребителей, которые работают на всех территориях области, и посоветоваться со специалистами.    
   

Мало кто из обиженных покупателей отваживается вступать в судебную тяжбу - на это, видимо, и рассчитывают недобросовестные оконщики. А между тем смысл есть: недавно жительница Мариинска взыскала более 400 тыс. руб. за некачественные пластиковые окна. Как рассказал официальный представитель Мариинского городского суда Алексей Бушуев, летом 2018 года женщине установили в доме девять пластиковых окон, за которые она заплатила 120 тыс. руб. Но с приходом зимы стеклопакеты стали промерзать, подтекать, продуваться. В доме стало значительно холоднее, отчего хозяйке приходилось кутать ребёнка, опасаясь, что тот простудится, и чаще обычного топить печку.

Селянка дважды обращалась к бизнесмену с просьбой устранить недостатки, но тот её пытался убедить, что все проблемы из-за высокой влажности в доме. Тогда женщина обратилась к эксперту, а после его заключения, выявившего многочисленные нарушения, подала иск в суд. Судья также назначил строительно-техническую экспертизу, которая подтвердила дефекты и пришла к выводу, что эксплуатировать оконные блоки по прямому назначению невозможно. Суд постановил расторг­нуть договор купли-продажи и взыскать с индивидуального предпринимателя 395,8 тыс. руб. В сумму включили не только уплаченные за товар деньги, но и неустойку (120 тыс. руб.), штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя (125 тыс. руб.), компенсацию морального вреда (10 тыс. руб.), расходы на юриста. Ещё 30 тыс. руб. бизнесмену пришлось заплатить за судебную экспертизу и госпошлину.

Хотя, по мнению Кирилла Стецко, решение Мариинского суда - это скорее исключение, чем правило. Суд не снизил ни штраф, ни неустойку вопреки распространённой судебной практике.

Зачем хранить чеки?

- Будь то окна или иные крупные покупки, либо платежи за ЖКХ, нужно хранить документы - три года как минимум, а лучше дольше.

Очень часто документы попросту выкидывают месяца через два, - призывает юрист. В практике специалиста по судебным тяжбам был случай: компания перенесла базу данных из одной программы в другую, в результате чего информация по некоторым платежам была утеряна. И клиенты в новой системе стали числиться в качестве неплательщиков. Фирма обратилась в суд за взысканием.

- Рассерженные потребители яростно доказывали, что всё заплатили, но чеки выбросили. По-человечески им хотелось верить, но без документов ничего доказать нельзя, - вспоминает эксперт.

По его словам, потребуется и хорошая юридическая поддержка: самому защищать свои интересы, как правило, сложно. Если недостатки у полученного товара действительно есть, стоит найти хорошего эксперта, который сможет сделать правильное заключение. Тогда получить на руки положительное судебное решение будет несложно.