25 февраля в Новокузнецке, наконец, откроется новый терминал аэропорта. Корреспондент «АиФ в Кузбассе» протестировала аэрогавань, пройдя путь пассажира от регистрации до самолёта. Заодно узнала, сколько потрачено на стройку и почему открытие несколько раз переносили.
Первые «пассажиры» не улетели
Студенты-волонтёры тоже тестировали новый терминал. У каждого задание: один везёт собаку (под видом плюшевого гуся), другой «травмируется» при посадке, третий сдаёт в багаж сноуборд. Журналистам задания не давали. Был только личный заказ от сына — сфотографировать детскую площадку в зале ожидания.
Здание впечатляет масштабом и современной «начинкой»! Особенно в сравнении со старым терминалом. Сразу бросается в глаза стена с картой, на которой крупно светятся «Горная Шория» и «Сибирь» и отмечены главные туристические локации Кузбасса. Пространство стилизовано под воздушные ворота для прилетающих в Шерегеш горнолыжников. Зимой туристы составляют до половины пассажиров. Поэтому для них внедрили автоматическую систему обработки нестандартного багажа, в первую очередь — горнолыжного оборудования.
По легенде, мы летим в Сочи. Проходим стандартные процедуры. Сначала регистрируемся на рейс: «Ваш паспорт?», «Сдаёте багаж?», «Возьмите посадочный талон». В этот момент привлекает внимание число стоек регистрации — их 13, и отсутствие калибраторов (ящичков) для ручной клади. Позже заверили: к открытию их обязательно расставят.
Далее коллеги отправляются на эскалаторе на третий этаж в зону предполётного досмотра, а я — в лифт — любоваться панорамным видом из прозрачной кабины.
Хоть летим понарошку, но на досмотре всё всерьёз. Контролёр останавливает мужчин, заставляя снять ремни. Мне «повезло» ещё больше: попросили снять сапоги и пройти через рамку босиком (в бахилах), объяснив такую избирательность тем, что каблуки толстые.
Когда распахиваются двери в стерильную зону, то первым делом вижу игровую площадку. Хоть горка и скромных размеров и без изысков, но как мать непоседливого мальчишки отмечу: это лучше, чем ничего. К слову, для малышей оборудовали шикарную комнату матери и ребёнка. Даже целую трёхкомнатную квартиру — с игровой, спальней, столовой и санузлами, всё бесплатно. Из плюсов в общем зале отмечу мягкие кресла со встроенными розетками (говорят, такие только у нас) и демократичную цену на кофе (140 руб. против 250 руб. в новосибирском аэропорту).
В финале ждала главная фишка — проход к самолёту через телетрап. Защищённый от непогоды коридор, конечно, давно не ноу-хау и имеется во многих аэропортах. Оттого пассажиры, добираясь до лайнеров по старинке на автобусе, упрекали Новокузнецк за «отсталость».
Честь и история
Три года подряд «АиФ в Кузбассе» анонсировал открытие этого терминала. Его начали строить в 2022 г., планировали к играм «Дети Азии», которые прошли в феврале 2023 г. Управляющий директор аэропорта Кирилл Ермаков объяснил задержку двумя причинами — санкциями, из-за которых пришлось перезаказывать оборудование, и нехваткой рабочих рук.
А что будет со старым терминалом, построенным ещё 1968 г.? В Сети появилась информация, что летом его собираются снести. Директор сказал: «Пока комментировать не буду. Мы совещаемся. Через 2-3 месяца примем решение и озвучим». Как минимум, до июля в старом терминале планируют обслуживать пассажиров международных рейсов.
С 2018 г. аэрогавань носит имя легендарного земляка, космонавта из первого гагаринского отряда Бориса Волынова. Снаружи на новом здании установили буквы с его именем. Но в самом терминале космическая тема не прослеживается (как в кемеровском аэропорту им. А. Леонова). Всё больше горнолыжная: ёлочки, снежинки, горы. «Сейчас есть запрос на то, чтобы добавить связанные с Волыновым элементы. Наверное, это нужно. Но главное — не перегрузить терминал. Надо тонко подойти, а не формально отдать честь», — поясняет руководитель.
«Космические» расходы
На новое здание компания потратила 10 млрд руб., это полностью частные инвестиции. Дальше в планах — модернизация взлётно-посадочной полосы, на которую, как озвучивалось ранее, нужно 12,3 млрд руб. госсредств. Если на кемеровскую ВПП денег пообещали (её реконструкция вошла в программу СЭР Кузбасса до 2030 г.), то на новокузнецкую надо просить. «Будем совместно с правительством Кузбасса разрабатывать стратегию выхода на федеральные власти, чтобы нам одобрили финансирование на реконструкцию», — планирует Кирилл Ермаков.
...Уже дома ребёнок, восхищённо рассматривая фотографии (больше фотографий здесь) терминала, спросил: «Теперь мы отсюда будем летать на море?» За наивным вопросом кроется давняя проблема: новокузнечанам выгоднее летать из Новосибирска, где цены на билеты могут быть в 1,5–2 раза дешевле. А так хочется не тащить семью за 500 км на самолёт из-за космо-цен и наслаждаться «космическим» преображением родной авиагавани!
Языком цифр
- Новый терминал в 5 раз больше старого (19,5 тыс. кв. м);
- 3 телетрапа, 6 эскалаторов, 15 лифтов;
- пропускная способность — 1,27 млн пассажиров в год (рост на 115%).